Первая драгоценность – Будда – совершенно просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом.
Вторая драгоценность – Дхарма – Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова.
Третья драгоценность – Сангха – это община тех, кто обращается к Прибежищу, поскольку именно обращение к Прибежищу позволяет нам достигать различных этапов Пути и «приблизиться» к Просветлению, и именно обращение к Прибежищу, в конечном счете, создает основу наших отношений с Буддой, и, следовательно, основу отношений с другими членами Сангхи.
Эти три слова входили и входят в формулу «трёх прибежищ», – обет, произносимый при посвящении в буддийские монахи и монахини: «Уповаю на Просветлённого, как на прибежище, уповаю на Закон, как на прибежище, уповаю на общину, как на прибежище. О, Благодатный, прими нас под свою защиту отныне и до кончины».
Наше путешествие охватывает основные центры сосредоточения тибетского буддизма в Гималаях: Непал, Бутан, Тибет. Мы можем сравнить их с тремя драгоценностями буддизма на земле.
Территория современного Непала долгое время входила в состав государств, управлявшихся индийскими правителями, поэтому ранний период истории буддизма в Непале связан с историей возникновения буддизма как мировой религии. На этой земле родился и вырос Будда Шакьямуни. Через Непал буддизм проник в Тибет, Китай и страны Юго-Восточной Азии. Можно сказать, что буддизм развивался в Непале практически со времен самого Будды.
Царь Тибета Сонгцэн Гампо объявил буддизм официальной религией своего государства и построил центральный монастырь Джокханг в Лхасе. Согласно традиционным источникам, чтобы очистить Гималаи от демонических чар и установить мир, царь за один день поставил по всем Гималаям 108 монастырей. Таксанг Лакханг в Паро, один из крупнейших монастырей на территории Бутана сохранился до сих пор, и является важным местом паломничества.
Таким образом, мы пройдем путь рождения буддизма, его развития и распространения.
День 1: Москва
Вылет в Катманду.
День 2: Катманду
По прибытии в Катманду оформление визы по прилету. Далее встреча с представителем принимающей компании и трансфер в отель. Размещение в отеле. Свободное время. За дополнительную плату ужин и шоу в непальском традиционном ресторане.
Ночь в отеле.
День 3: Катманду
Рано утром возможен полет над Гималаями (бронь заранее).
Завтрак в отеле. После обзорная экскурсия по долине Катманду: Площадь Патан Дурбар, Сваямбунатх, Площадь Катманду Дурбар.
Площадь Патан Дурбар – очаровательный меланж дворцовых зданий, художественных дворов и изящных пагод. Перечисленный как объект Всемирного наследия, бывший Королевский дворец-комплекс является центром религиозной и общественной жизни Патана. Замечательный памятник здесь – храм 17-го века, посвященный богу Кришне, построенный полностью из камня. Тибетский лагерь беженцев: этот лагерь был создан в 1960 году по инициативе Международного Красного Креста и Швейцарской корпорации развития в корпорации с НМГ Непала. Его основная цель – помочь тибетским беженцам.
Четыре видящие глаза Ступы Сваямбунатх наблюдают за долиной с вершины высотой 77 м на западной стороне. Эта самая славная ступа в мире является одним из самых святых буддийских мест в Непале, и ее создание связано с историей долины Катманду. Окрестности Сваямбунатх застроены небольшими монастырями, а также индуистскими храмами. Национальный музей и Музей естественной истории расположены у подножия холма.
Площадь Катманду Дурбар – комплекс дворцов, дворов и храмов, построенных между 12 и 18 веками, был резиденцией древних Малла-королей Катманду. Здесь интригующая деталь – каменная надпись XVII века, вписанная в стену дворца с произведениями на 15 языках.
Храм Кумари является резиденцией Живой Богини. Кумари, известная как Богиня Богородицы, имеет некоторые нюансы: она должна быть выбрана из девочек без признаков и травм тела и будет заменена другой Кумари после полового созревания.
Кастамандат – как полагают, построен из одного дерева в 16 веке, расположенном недалеко от Храма Кумари. Имя Катманду было названо в честь этого храма.
Возвращение в отель. Ночь в отеле.
День 4: Катманду
Завтрак в отеле. После экскурсия: Бхактапур, Боуданатх, Пашупатинатх.
Площадь Бхактапур Дурбар – это конгломерат пагод и дворцов в стиле шихара, сгруппированных вокруг пятидесяти пяти оконного дворца из кирпича и дерева. Площадь является одним из самых очаровательных архитектурных экспонатов долины, поскольку она выделяет древние искусства Непала. Золотые изображения царей сидели на вершине каменных монолитов, божества-хранители, смотрящие со своих святилищ, резьба по дереву в каждом месте – стойки, перемычки, ворота и окна – все, похоже, образуют хорошо организованную симфонию. Основные предметы, представляющие интерес на площади Дурбар: Левские ворота, Золотые ворота, Дворец из пятидесяти пяти окон, Художественная галерея и Статуя короля Бхупатиндра Малла.
Боуданатх является одной из крупнейших ступ в Южной Азии, и стал центром тибетского буддизма в Непале. Белая насыпь вырисовывается на тридцать шесть метров над головой. Ступа расположена на древнем торговом пути в Тибет, и тибетские купцы отдыхали и молились здесь много веков. Когда беженцы въехали в Непал из Тибета в 1950-х годах, многие из них решили жить вокруг Боуданатха. Этот «Маленький Тибет» по-прежнему является лучшим местом в Долине, чтобы наблюдать тибетский образ жизни. Монахи ходят в шафрановых кашаи. Тибетцы ходят с молитвенными колесами в руках, а ритуалы прострации представлены Будде, когда поклоняющиеся обходят вокруг ступы на руках и коленях, кланяясь своему Богу.
Пашупатинатх – самое святое место паломничества индуистов в Непале. Есть изображения линга Шивы, а также статуи, святыни и храмы, посвященные другим божествам в комплексе. Храм, посвященный Шиве, существовал на этом участке в 87 году нашей эры. Однако нынешний храм был построен королем Бхупатиндрой Малла в 1697 году. Позолоченная крыша, серебряные двери и резьба по дереву самого высокого качества украшают строительство пагоды. Храм Гешвари, восстановленный в 1653 году н.э., представляет собой «силу» женщины. Он посвящен Сатидеви, первой жене Шивы, которая отказалась от своей жизни в огне огненного ритуала своего отца.
Возвращение в отель. Ночь в отеле.
День 5: Катманду
Завтрак в отеле. После экскурсия: Храм Дакшинкали , Киртипур, Чобхар.
Храм Дакшинкали расположен в 22 км от долины Катманду и в 1 км от деревни Фарпинг. Храм Дакшинкали – один из самых известных и популярных индуистских храмов, посвященных Богине Кали, «Черный». Нахмуренная и истощенная, с выступающим языком и красными глазами, украшенная ожерельем черепов, Кали – это еще одна форма великой богини Дурги. Кали считается чрезвычайно сильной и совершенной.
Субботы в Дакшинкали подобны веселой храмовой ярмарке с толпами поклонников, одетых в их лучшую одежду, чайные киоски, делающие хороший бизнес, и людей, которые тащат коз и цыплят за жертву Богине. Храм Дакшинкали имеет большое значение среди тех, кто нуждается в ее благословении, а также среди благословенных. Существует сильная вера в способность богини исполнять желания.
Киртипур – небольшой городок, расположенный в восьми километрах к юго-западу от Катманду на вершине хребта. Университет Трибхувана находится у подножия холма. В этом историческом городе можно наблюдать древние святыни, храмы, дома в старом стиле и уклад деревенских жителей, одетых в традиционные костюмы.
Чобхар славится своим ущельем, который, согласно легенде, был разрезан богом Манджушри, чтобы вытереть воду из долины Катманду, которая была в то время озером. На вершине холма есть небольшая пагода, посвященная Адинату. С этого места открывается великолепный вид на заснеженные горные вершины. Чобхар расположен в восьми километрах к юго-западу от Катманду. Возвращение в отель. Ночь в отеле.
День 6: Катманду – Паро (перелет) – Тхимпху (65 км, 1,5 часа в пути)
После завтрака в отеле выезд с вещами в аэропорт. Перелет в Бутан. По прибытии в Паро встреча с представителем принимающей компании и трансфер в Тхимху. Размещение в отеле.
Короткий обзорный тур с посещением железного моста, Симтоха Дзонг 4 века, телебашни и огромной ступы Будды.
Ночь в отеле.
День 7: Тхимпху
После завтрака обзорная экскурсия по Тхимпху.
Тхимпху – столица Бутана, где проживает королевская семья, здесь находятся правительственные учреждения и различные иностранные представительства.
Знакомство с Тхимпу, который является самым большим городом Бутана и единственной столицей мира без дорожных светофоров.
Ташичхо Дзонг – средневековая крепость, основанная в 1216 году как буддийский монастырь, здесь с 1952 года располагается большинство правительственных офисов и тронный зал Короля.
Музей народного наследия (Музей-деревня), который открывает для посетителей окно в мир сельской жизни Бутана и знакомит с традициями, обычаями и предметами быта жителей традиционной бутанской деревни.
Музей национального текстиля, в котором представлены ценные коллекции корон, платьев и аксессуаров, принадлежащих членам королевской семьи династии Вангчук. Затем знакомство с Бутанской фабрикой традиционной самодельной бумаги и посещение Национальной библиотеки, в которой хранится прекрасная коллекция буддийских текстов и манускриптов.
После обеда посещение Торгового центра ремёсел, который предлагает большой ассортимент предметов ремесленного мастерства, включая искусные росписи «танка» и сотканные вручную ткани, которыми славится Бутан.
Национальный Мемориальный Чортен, построенный в 1974 году в виде тибетской классической ступы с пирамидальной колонной, увенчанной полумесяцем и солнцем, в память о третьем короле Джигме Дорджи Вангчуке, которого считают отцом современного Бутана. Изображения и статуи Будды Самантабхадры и других тантрических божеств внутри храма дают возможность глубже понять философию буддизма.
Смотровая площадка Санайганг (Телебашня) – здесь открывается потрясающий вид на город с высоты 2685 м. Саму башню лучше не фотографировать, а рекомендуем сделать замечательные снимки долины Тхимпху. Ночью это место также известно как аллея влюбленных.
Ночь в отеле.
День 8: Тхимпху – Пунакха (105 км, 3 часа в пути)
Путь лежит по живописной дороге через перевал Дочу-Ла (3080 м), откуда открывается один из самых впечатляющих видов в Бутане. На этом перевале установлено 108 чортенов в ознаменование освобождения страны от Ассамского сопротивления. Здесь планируется остановка, чтобы полюбоваться захватывающими дух видами Гималаев и пофотографировать, тем самым немного отдохнув от дороги.
По прибытии в Пунакху посещение одного из самых впечатляющих Пунакха Дзонг, а затем Чими Лхакханг – храм Божественного Безумия.
Пунакха (иногда Вангду) – это два отдельных района, но они расположены в одной долине (20 км – 1,5 часа езды). Размещение может быть в одном из этих двух городов, но осмотр достопримечательностей обычно включает посещение обоих мест. Пунакха и Вангду расположены на более низкой высоте (около 1250 м над уровнем моря), и у них приятные зимы. Здесь водятся кактусы, апельсины, бананы и субтропические растения. Фермеры могут выращивать более одного урожая в год.
Пунакха была когда-то зимней столицей Бутана, которая по-прежнему заселена центральными монахами, которые проживают здесь в Пунакха Дзонг в зимние месяцы и возвращаются в Тхимпху, являющейся их летней столицей. В Вангду есть небольшой городок на хребте и большой Вангду Фодранг Дзонг.
Пунакха Дзонг или «Дворец великого счастья» расположен на слиянии двух рек, был построен в 1637 году Шубрунг Наванг Намгьялом и, следуя древним традициям, служит зимней резиденцией главного аббата (Дже-хенпо) и монахов Центрального монастыря, который летом возвращается в Тхимпху. Здание было повреждено и перестроено несколько раз из-за наводнения, пожара и землетрясения. Это один из образцовых шедевров архитектуры Бутана.
Чими Лхакханг был построен ламой Друкпой Кунли в 1499 году. Он покорил демонов Дочу-Ла своим «волшебным ударом мудрости». В Лхакханге сохранилось деревянное изображение ударов молнии Ламы, и бездетные женщины идут в храм, чтобы получить благословение от святого. Это 20-минутная прогулка по рисовым полям от дороги в Сопсокха до храма. Тропа ведет через рисовые поля в крошечное поселение Пана. В храме очень мало монахов, которые окружены рядами молитвенных колес и некоторыми очень красивыми резными изображениями. Ночь в отеле.
День 9: Пунакха – Паро (130 км, 4 часа в пути)
После завтрака отъезд в Паро через перевал Дочу-Ла (3080м), откуда открывается захватывающий вид на семитысячники Бутана.
Паро – это воздушные ворота Бутана. Единственный международный аэропорт страны расположен в 7 км от Паро. Город находится в центре одноимённой плодородной долины, которая знаменита своими восхитительными пейзажами. Согласно легенде, древний тибетский святой приехал в долину Паро с горстью пищи (па) из пшеничной муки (дро). С тех пор эта плодородная долина стала называться Падро или Паро. Сегодня долина Паро считается одним из самых населённых районов Бутана. Долина славится своими буддийскими монастырями, традиционными деревушками и украшенными красивой резьбой колоритными жилыми домами.
После обеда обзорная экскурсия с посещением одного из старейших и наиболее священных святилищ Бутана, монастыря Кичу Лхакханг. Он был построен в XII веке по приказу императора Сонгстена Гампо, является одним из старейших монастырей тибетской традиции буддизма и самым старым монастырем в Бутане. Он также относится к одному из тех 108 монастырей, приковывающих к земле и лишающих сил демоницу, находящуюся под землей на территории Тибета и Гималаев, мешавшую монахам распространять буддизм. Кичу Лхакханг удерживает подошву демоницы. Также считается, что два апельсиновых дерева при храме дают плоды в течение всего года.
Дунце Лхакханг был построен великим мостостроителем Тангтонг Гиелпо в 1433 году. Говорят, что он был построен на голове демоницы, которая вызывала болезни у жителей. Здание было отреставрировано в 1841 году и является уникальным хранилищем искусств линии Кагью. Для входа внутрь здания может потребоваться дополнительное разрешение, но можно прогуляться по этому трехэтажному зданию типа Чортен.
Затем посещение Паро Дзонг (Ринпунг Дзонг), который является крепостью, совмещенной с буддистским монастырем школы Друкпа Кагью. Здесь же расположена и администрация района Паро. Дзонг, планировавшийся как монастырь и резиденция для администрации, был заложен в 1644 году Шабдрунгом на месте пятиэтажной крепости 15 века и включает в себя 14 храмов и алтарей. Ночь в отеле.
День 10: Паро
Ранним утром выезд в Паро. По прибытии пешая прогулка в монастырь Таксанг Лакханг, известный под названием «Гнездо Тигрицы». Монастырь расположен на отвесной скале на высоте 900 м, откуда открывается изумительный вид на долину. История и название монастыря связаны с гуру Ринпоче (Падмасамбхава), который распространил буддизм в Бутане и почитается бутанцами как божество, охраняющее страну. Легенда гласит, что гуру Падмасамбхава перелетел в эту долину из Тибета на спине своей жены, принявшей образ тигрицы. Монастырь был возведён в 1692 году рядом с тринадцатью пещерами, в которых по преданию медитировал гуру. Монастырь очаровывает своей красотой: покрытые чистым золотом крыши над святилищами, вырубленные в скале лестницы, соединяющие здания комплекса, и бамбуковые мостики, перекинутые через пропасть, гармонично вписываются в природный ландшафт гранитных пещер. Изюминкой монастыря считается «Зал тысячи Будд», где находится скульптура знаменитой тигрицы. В одном из залов хранится священные буддийские манускрипты, а тёмные пещеры под мерцающими масляными лампами хранят изображения бодхисатв. Этот храм настолько почитаем, что каждый бутанец стремится посетить его хотя бы раз в жизни. Вся прогулка к монастырю и обратно займет около 5 часов. Если возникнут трудности в подъеме к монастырю, то можно взять пони и передвигаться на нем.
Позже посещение разрушенной крепости Друкгьел Дзонг, построенной в 17 веке в честь победы бутанцев над тибетцами. Здесь же, недалеко от разрушенной крепости, можно посетить традиционный бутанский дом на ферме и понаблюдать за ежедневным образом жизни бутанцев. Если позволит время, можно посетить Паро Дзонг и Национальный музей.
Ночь в отеле.
День 11: Паро - Катманду (перелет)
После завтрака трансфер в аэропорт и перелет в Катманду. Встреча с представителем принимающей компании и трансфер в отель. Свободное время.
Ночь в отеле.
День 12: Катманду - Лхаса
После завтрака выезд с вещами в аэропорт и перелет в Лхасу. Встреча с представителем принимающей компании и трансфер в отель. Отдых, акклиматизация (3600 м. над уровнем моря). Ночь в отеле.
День 13: Лхаса
После завтрака в отеле выезд на экскурсию. Посещение Монастырей Sera и Drepung.
Монастырь Drepung, основан в 1416 году – когда-то здесь находился самый большой в мире тибетский монастырь, и не только тибетский, а вообще самый большой в мире. Когда-то здесь проживали тысячи тибетских монахов, сейчас проживает несколько сотен. Он находится еще выше, чем Лхаса, и по дороге к нему вы в буквальном смысле слова въезжаете в облака. Ночь в отеле.
День 14: Лхаса
После завтрака в отеле выезд на экскурсию. Посещение дворца Потала, Храма Jokhang и рынка Barkhor.
Посещение Дворца Потала, который представляет собой административный, религиозный и политический комплекс, построенный на Красной Горе в центре долины Лхаса, на высоте 3700 метров над уровнем моря. Комплекс включает в себя Белый и Красный Дворцы. Потала, зимняя резиденция Далай Ламы с VII века нашей эры, является символом Тибетского Буддизма и его главенствующей роли в традиционном управлении в Тибете. Красота и оригинальность архитектуры и декора, гармонии с ландшафтом, придают объекту особое историческое и религиозное значение. Осмотр храма Джоканг (7 в.) – центра тибетского буддизма и одного из самых почитаемых мест в Тибете, куда ежедневно стекаются сотни паломников. Рядом с Джокангом находится пёстрый, шумный Баркор (Barkhor Market) – самый большой тибетский рынок.
Ночь в отеле.
День 15: Лхаса - Катманду
После завтрака выезд с вещами в аэропорт и перелет в Катманду. Регистрация на рейс и вылет домой.