Классический тур по Эфиопии
Классическая Эфиопия и Афарская котловина (вкл. а/б)
Сокровища Юнеско + юг Эфиопии
Всё лучшее: Северная и южная Эфиопия
Загадки древней Эфиопии (север) и племена юга
Южная Эфиопия: древние племена. Долина реки Омо, озера Рифтовой долины и племена позднего каменного века.
Западная Эфиопия: народы гумуз, дамас, берта, мао, комо, ганзо на границе с Суданом
Гранд тур. Древняя история Аксумского царства (вкл. а/б)
Очарование "Марсианских ландшафтов" (вкл. а/б)
Северная Эфиопия + племена юга
В страну 13-ти месяцев солнца
Миллион лет до нашей эры
Северная Эфиопия: исторический маршрут и национальный парк Семиен
Загадки древней Эфиопии
Классический тур по Эфиопии
Афарская котловина: активные вулканы и долина смерти на границе с Эритреей
Племена Долины Омо (вкл. а/б)
Церкви Севера и племена каменного века Юга
Северная Эфиопия: исторический маршрут
Праздник Креста "Мескел" и храмы северной Эфиопии
Туры по Африканским странам: экскурсии, круизы, сафари и отдых
Эфиопия
Эфиопия - это прародина человечества - древнейшее православие и первобытные племена, скальные церкви и монастыри озера Тана, каньоны Великой Рифтовой долины и водопады Голубого Нила, а также кофе, Пушкин и раста. Эфиопию в основном посещают любители истории. Тут в свое время жила царица Савская, родившая сына Менелика от самого царя Соломона. Города Аксум и Гондар сами по себе исторические памятники, а Лалибелла важный объект религиозного значения. В его пределах стоят 11 храмов, высеченных в скалах – потрясающее зрелище! Харар же святыня мусульман, и привлекает много паломников. Музеи Адис-Абебы имеют очень редкие выставочные экземпляры, например останки «Люси» - самого древнего ископаемого человека.
А ценителей этнических и культурных экскурсий Эфиопия влечет своими дикими племенами. Самое известное племя Мурзи, женщины которого украшают свои лица тарелками в губах. Они разрешают себя фотографировать, но взамен просят у туристов деньги. Рядом малочисленные Арборе, их отличительная особенность множество разноцветных бус и черные платки в наряде женщин. Довольно многочисленно племя Бешада (35-50 тыс. чел.) Их основное занятие скотоводство, а особые признаки – красивая форма лица и сложные наряды.
В Эфиопии много и других народностей, их образ жизни для европейца настоящая экзотика, хотя часто с элементами некоторого сочувствия.
Эфиопия - третья по численности населения страна в Африке (после Нигерии и Египта).
Туры в Эфиопию оставят у Вас массу впечатлений.
Информация по въезду в связи с COVID-19 в Эфиопию
- Государственный язык: амхарский (государственный), тигре, галла, английский, арабский, около 70 различных местных языков.
- Население: около 80 млн. человек
- Религия: Православные 50%. Ислам 35-40%, язычество 15%
- Телефонный код: +251
- Денежная единица: Эфиопский быр, 1USD примерно 16.70 быр
- Разница с Минском во времени: совпадает с минским.
- Виза: Гражданам России и СНГ для посещения Эфиопии требуется виза. Визу можно оформить заранее в посольстве Эфиопии в Москве, а также по прибытии в международном аэропорту Боле в Аддис-Абебе. $20
Крупные города: Аддис-Абеба, Дире Дава, Адама (Назрет), Гондар, Бахр Дар, Мекеле.
Виды отдыха: экскурсионный, экологический, сафари, орнитологические и этнографические туры.
Как добраться до Эфиопии
Прямого авиасообщения между Россией и Эфиопией нет, добираться придется с пересадкой. Самые выгодные тарифы — у «Турецких авиалиний» со стыковкой в Стамбуле и «Эмирейтс», летающих через Дубай. При любом раскладе провести в дороге с учетом пересадки придется не менее 10 часов.
Перелет «Люфтганзой» со стыковкой во Франкфурте дороже, а стыковка не слишком удобна. Еще один вариант — добраться до Лондона, Брюсселя, Франкфурта, Рима или Парижа на крыльях национальных перевозчиков, а уже оттуда лететь рейсами «Эфиопских авиалиний». Преимущество такого варианта — возможность прибыть напрямую не только в Аддис-Абебу, но и в дюжину других городов страны.
Виза
Гражданам России для посещения Эфиопии понадобится виза, которую можно получить по прилете в аэропорту Аддис-Абебы Боле или заранее в консульском отделе Посольства Эфиопии в Москве.
Таможня
Основные таможенные ограничения Эфиопии касаются ввоза и вывоза иностранной и национальной валют. Разрешен ввоз и вывоз не более 10 ETB (фактически, только в качестве сувенирной банкноты или монеты). Наличную иностранную валюту можно ввозить в любых количествах, но ее обязательно нужно декларировать при въезде. Также обязательной декларации подлежат ювелирные изделия из золота и платины.
Запрещен ввоз оружия, наркотиков, порнографии. Из Эфиопии нельзя вывозить слоновую кость, рога и шкуры диких животных, а также золото, алмазы и кофейные зерна без документов, подтверждающих законность их приобретения.
Деньги
Денежная единица страны — Эфиопский быр (ETB), в 1 быре 100 центов. Актуальный курс: 1 ETB = 3,02 RUB (1 USD = 21,73 ETB, 1 EUR = 24,44 ETB).
Национальная валюта — эфиопский быр. Обменять доллары или евро на местные деньги можно в банках и на ресепшн отелей, а также в частных магазинах и на улицах, однако два последних варианта применимы лишь к мелким суммам в случае острой необходимости. Охотнее к обмену принимают доллары. Кредитки принимают лишь в высокоуровневых отелях, офисах авиакомпаний и крупных супермаркетах. Банкоматы тоже есть далеко не везде: за пределами Аддис-Абебы нужно рассчитывать исключительно на наличные средства.
Официальные правила гласят, что обменивать доллары или евро на эфиопские быры можно по предъявлении таможенной декларации в течение 3 месяцев с даты въезда. Квитанции об обмене валюты на быры обязательно следует сохранять: обратный обмен возможен только в аэропорте перед отлетом по предъявлении этой квитанции. Реконвертировать можно сумму за вычетом 30 USD за каждый день пребывания в стране.
Рекомендуем менять валюту в стране по мере надобности, так как на практике обратный обмен реально осуществить на сумму не более 100 ETB.
Медицинские требования
Рекомендуется (но необязательно): иметь действующую прививку от желтой лихорадки. Прививка действует 10 лет, делается не менее 10 дней до вылета. И рекомендуется пить таблетки против малярии, начиная за неделю до выезда в Кению, весь период пребывания в стране, а также минимум неделя после возвращения по одной таблетке 1 раз в неделю.
Безопасность туристов
В целом, Эфиопия — безопасная для туристов страна. В крупных городах и на популярных туристических маршрутах им практически ничего не угрожает. При этом, разумеется, обычные меры предосторожности никто не отменял: не следует оставлять вещи без присмотра и носить с собой крупные суммы денег. А вот в восточные районы страны, граничащие с Сомали, лучше не ездить: там нередки вооруженные вылазки сомалийских сепаратистов.
Рекомендуется употреблять бутилированную воду, а в кафе заказывать заранее охлажденные напитки без кубиков льда. При посещении церквей и монастырей нужно соблюдать стандартный православный «дресс-код», а при входе в эфиопский дом снимать обувь. Людей можно фотографировать только с их разрешения. Туристам мужского пола лучше не вступать в разговор с одинокими женщинами. Наконец, клянчащих деньги малолетних эфиопов следует спокойно, но твердо отгонять.
Транспорт Эфиопии
Самый распространенный вид транспорта в Эфиопии — автобусы и маршрутки. Автобусы, следующие на короткие расстояния, отправляются, как только будут заполнены все места — как правило, это происходит раз в полчаса-час, так что четкого расписания нет. «Дальнобойщики» стартуют обычно рано утром — в 6:00—7:00 (или 12:00—13:00 по местному времени). Автовокзалы обычно открываются в 5:00. Стоять в эфиопских автобусах не разрешается. Примерная стоимость поездки — около 30 ETB за каждые 100 км.
На популярных маршрутах также курсируют частные мини-автобусы. Они дороже, но отправляются чаще, а салоны у них более комфортабельные. К тому же, в отличие от больших автобусов, «мини» ходят и после заката.
В эфиопских городах передвигаются на маршрутках, поездка на которых обходится в 1 ETB, такси и моторикшах «бажаж» (2 ETB за человека или около 10 ETB, если вы желаете быть единственным пассажиром).
Единственная железнодорожная ветка связывает город Дире-Дава со столицей Джибути (отправления 3 раза в неделю). Внутренние рейсы «Эфиопских авиалиний» связывают крупные города страны. Билеты стоят около 60—100 USD, бронировать их нужно заранее. Покупка авиабилета на месте в офисе авиакомпании или билетной кассе окажется почти втрое дешевле, чем в интернете.
Аренда авто
Любителей брать напрокат авто и самостоятельно колесить по горам и долам в Эфиопии ждет приятный сюрприз: обилие международных и местных прокатных агентств, приемлемые цены и высокий уровень безопасности на дорогах. Кроме того, большинство интересных для туристов городов связывают либо скоростные трассы, либо федеральные дороги хорошего качества. Арендовать автомобиль удобнее всего с шофером — тем более что обойдется это ненамного дороже. Прокат машины эконом-класса с водителем будет стоить 600—900 ETB в день. Оформляя аренду, никогда не будет лишним удостовериться в наличии у водителя лицензии на перевозку туристов и страховки на автомобиль.
Шоппинг
Практично-аутентичным сувениром из Эфиопии станет плетеная соломенная корзина с остроконечной крышкой — она служит и для переноски вещей и еды, и как стол, и как ларь — словом, в хозяйстве непременно пригодится. Здешние умельцы вплетают в корзины цветные волокна, создающие интересный национальный узор. Для комплекта можно приобрести соломенную циновку, подставки под блюда или настенное панно с традиционными мотивами. Еще стоит обратить внимание на изделия из дерева, национальную одежду (в особенности популярную среди горцев «шамму» — разновидность тоги) и православную атрибутику, в том числе необычные иконы.
Непременно стоит приобрести и пару-другую упаковок кофе — эфиопский считается одним из лучших в мире. Цена за килограмм обычно не превышает 70 ETB.
Кухня
Все-таки неслучайно Петр I некогда взял на службу Абрама Ганнибала: видимо, почувствовал неуловимую общность наших двух наций. Если на Руси всему голова — хлеб, то в Эфиопии... тоже хлеб, вернее, его местная разновидность под названием «инджера», напоминающая тонкий лаваш. Инджера выступает и в роли закуски, и основным блюдом, и десертом — все зависит от того, с чем ее подают. Традиционная эфиопская трапеза — инджера с рагу «ват», которое готовят практически изо всего. Так, «доро» — это куриный ват, «йебег» — ват из баранины, «аса» — рыбный ват, а «широ» — вегетарианский ват из овощей. На стол принято ставить большой поднос с расстеленной на нем инджерой, в каждом углу которой шлёпают кляксы-озерца разных ватов, и блюдо с «рабочей» инджерой, от которой отламывают куски (непременно правой рукой!) и макают в ват по вкусу. Трапеза обойдется не дороже 20-30 ETB. Еще одно блюдо на основе инджеры — «фирфир», печеная и нарубленная лепешка с мясом или овощами.
Обед в ресторане средней руки обойдется в 50-70 ETB на человека, в буржуазном — в 150 ETB максимум. На чай принято оставлять традиционные 10 % от суммы счета.
Из более сытного стоит попробовать «тибс» — отбивную из говядины, жаренную в сливочном масле (понятное дело, не везде она получается вкусной и сочной), и тефтельки «кифто», щедро приправленные перцем чили. Кифто подают сырыми, полуготовыми и готовыми, настоятельно рекомендуем брать лишь последние. Кроме того, в стране нет недостатка в «панитальянских» ресторанах с пиццей, пастой и лазаньей в меню.
Эфиопы строго соблюдают православный пост — в эти дни в абсолютном большинстве «народных» ресторанов подают лишь постную еду. Ресторанов, рассчитанных на туристов, эти ограничения не касаются.
Из напитков в Эфиопии более прочего распространен кофе, к которому принято подавать попкорн. Кофейные зерна здесь собственноручно жарят, мелют вручную в ступке и готовят на углях, поэтому кофе получается великолепным! Подают его всегда черным и с сахаром. Другой национальный напиток — медовое вино «тедж» изумительного оранжевого цвета, пить которое приходят в «теджбейт» — эфиопский аналог британского паба. Вполне неплохи и местные вина.
Климат Эфиопии
В Эфиопии тропический муссонный климат, сильно подверженный влиянию высокогорного ландшафта страны, благодаря чему тут всегда прохладнее и более влажно, чем в соседних странах. Большинство крупных городов Эфиопии расположены на высоте 2000-2500 м над уровнем моря. В Аддис-Абебе комфортно на протяжении всего года: +25...+30 °C и умеренное количество осадков. В восточных регионах страны жаркий и сухой климат пустыни с большими перепадами суточной температуры — до 15 °C.
Сезон дождей обычно приходит в июне, июле и августе. В остальное время года в Эфиопии стоит приятная погода, что привлекает сюда немало туристов из Европы и США.
География
Эфиопия, называвшаяся в прошлом Абиссинией, расположена в северо-восточной Африке. Эфиопия не имеет выхода к морю. Эфиопия имеет общие границы с пятью странами: Джибути, Сомали, Кения, Судан, и Эритрея. Общая площадь Эфиопии - около 1,104,300 кв. км. Это – одна из крупнейших стран на Африканском континенте.
Столица Эфиопии – Аддис Абеба – важнейший административный, коммерческий и культурный центр страны с населением более 3 миллионов человек. Аддис Абеба расположена на высоте 2400 м над уровнем моря. В отличие от столиц других африканских государств Аддис Абеба является городом безопасным и гостеприимным для иностранных туристов. Эфиопское или Абиссинское нагорье занимает большую часть территории страны. Две главные горные цепи Эфиопии – горный массив Семиен с горами Рас Дашен (4620 м над уровнем моря), гора Бывайт (4430 м) и др., а также горный массив Бале с горой Тулу Димту (4377 м). С северо-востока на юго-запад страну пересекает рифтовая долина с озерами Абайя, Шала, Лангано, Чамо и др.
Эфиопию часто называют водяной башней восточной Африки. Главные реки Эфиопии Голубой Нил, Аваш, Вабе Шебеле, Текезе и Омо берут начало высоко в горах. Эти реки образуют многочисленные водопады и каньоны. На берегах этих рек обитают уникальные птицы, это и привлекает множество туристов в Эфиопию.
Основные курорты
Эфиопия очень богата историческими достопримечательностями, дикой природой и африканскими племенами. Множество древних городов привлекают тысячи туристов со всего мира. Аксум, Гондэр — столицы древних государств с их богатой историей являются одними из самых популярных мест у туристов. Харар — один из священных городов ислама посещают множество мусульманских паломников.
Тана — озера на севере Эфиопии. Именно здесь расположены множество островов, на которых находятся несколько православных монастырей. А водопады Голубого Нила влекут к себе множество любителей дикой природы. Главный центр туризма в этом регионе — Бахр-Дар.
В Эфиопии расположено множество национальных парков, где обитает несколько вымирающих видов животных, и чтобы полюбоваться на них, сюда приезжают сотни туристов.
Кроме экскурсионного туризма в Эфиопии развит лечебный туризм. Здесь расположено множество минеральных источников, главным образом в центре страны. Также здесь была открыта первая в Африке пятизвездочная гостиница.
Очень популярны у туристов поездки к диким племенам, особенно в долину реки Омо, где обитает несколько десятков различных племен. Туристов привлекает, прежде всего, культура этих племен, своеобразный образ жизни, вдали от цивилизации.
Этнографические Экспедиции
Консо (административный центр народа Консо) с посещением резиденции вождя одного из кланов Консо, местного рынка, каньона с необычным названием Нью Йорк и др.
Рынок Кей Афар, где собираются племена Бенна, Хамер, Ари и др.
Джинка, административный центр народа Ари, с прекрасным этнографическим музеем Парк Маго, населенный народом Мурси. Женщины Мурси надрезают свою нижнюю губу и вставляют туда глиняную тарелку.
Димека и Турми – крупные населенные пункты народа Хамер. Туристы могут попасть на церемонию инициации, которая включает перепрыгивание через быков или традиционные танцы Хамеров.
Оморате – поселение совсем недалеко от границы с Кенией. Оттуда туристы, переправившись на лодке через реку Омо, попадают в поселок народа Дассенеч.
Веито – это поселок расположенный в районе проживания народов Эрборе и Цемай. Туристы имеют возможность осмотреть поселения этих народов и пофотографироваться вместе с ними.
Каро – маленькое племя живущее на восточном берегу реки Омо – раскрашивает свои тела и лица белой глиной а также охрой, углем и размолотой железной рудой. Два поселения народа Каро – Кольчо и Дус – наиболее часто посещаются туристами.
Главные национальные парки Эфиопии:
- Семиен - парк в горах северной Эфиопии
- Бале - парк в горах юго-восточной Эфиопии
- Шала – Абията парк на одноимённых озерах рифтовой долины
- Неч Сар парк в юго-западной Эфиопии на озерах Абайя и Чамо
- Заказник Сенкелле специально созданный для защиты антилопы Свайнес
- Парки Омо и Маго на границе с Кенией
- Менагеша Парк – первый в мира национальный парк недалеко от Аддис Абебы
История
Примерно за 10 веков до нашей эры семитские племена из южной Аравии высадились на северо-восточном побережье Африки и основали там Аксумское царство, преемником которого стала Эфиопия. Они закрепились на севере Эфиопского нагорья и стали продвигаться в южном направлении. В IV в., в период правления царя Эзаны, в Эфиопии было принято христианство. Важную роль в распространении христианства сыграл сирийский монах Фрументий, который приобрел популярность среди новообращенной паствы и был возведен в епископский сан патриархом Коптской церкви в Александрии Афанасием.
В начале VI в. в Эфиопию начал проникать иудаизм, который оказал заметное влияние на обряды Эфиопской церкви; кроме того, часть аксумитов стали последователями иудаизма. (Потомки этих новообращенных – фалаша, обитавшие на севере страны, в наше время почти полностью эмигрировали в Израиль. Их эмиграция началась в середине 1980-х годов и завершилась в 1991 г.) Хотя аксумский правитель Арма предоставил убежище первым последователям пророка Мухаммеда во время гонений на них в Аравии в VII в., распространение ислама повлекло за собой изоляцию Аксумского царства. Эфиопы скрылись за своими труднопроходимыми горами и, как писал Гиббон, «проспали почти тысячу лет, забыв об окружающем мире, который тоже о них забыл». Однако многие правители страны пытались поддерживать связи с западноевропейскими христианскими странами.
Согласно эфиопской традиции, генеалогия императорской семьи восходит к царице Савской и царю Соломону. Считается, что наследственное право на императорский трон Соломоновой династии было прервано примерно на два столетия представителями династии Загуэ. В конце XIII в. на трон взошел правитель Шоа, доказавший свою принадлежность к Соломонидам. Затем последовал период религиозного и культурного возрождения, когда создавались царские хроники и многочисленные работы духовного характера, самой значительной из которых стала Кэбрэ Нэгэст (Слава царей), содержащая повествование о путешествии царицы Савской в Иерусалим.
В конце XV в. небольшая группа португальцев и других европейцев, отправившаяся на поиски царства первосвященника Иоанна, прибыла в Эфиопию. Португальцы надеялись сделать эту христианскую страну союзником в борьбе против мусульман и набиравшей силу Османской империи. После того, как после 1531 г. Эфиопия стала терпеть одно поражение за другим от армии имама Адаля Ахмеда ибн Ибрахима, и лишилась большей части своей территории, император обратился за помощью к Португалии. В 1541 г. в Массауа высадился отряд португальцев во главе с Кристофером да Гама, сыном прославленного мореплавателя Васко да Гамы. При содействии оставшихся в живых португальцев была создана новая эфиопская армия, на вооружении которой появились мушкеты. В 1543 г. эта армия нанесла поражение противнику.
Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению страны католичество, привели к многочисленным конфликтам. В конце концов в 1633 г. иезуиты были изгнаны из Эфиопии. В последующие 150 лет страна находилась почти в полной изоляции от Европы. К этому периоду относится основание столицы в Гондэре, где были сооружены несколько каменных замков. В середине XVIII в. власть императора пришла в упадок, и страну охватили феодальные междоусобицы. В 1769 г. Эфиопию посетил английский путешественник Джеймс Брюс, пытавшийся отыскать истоки Нила. В 1805 г. английская миссия приобрела торговый порт на побережье Красного моря. В начале XIX в. в стране побывали и другие европейцы. В 1855 г. Теодрос, один из самых способных военачальников того времени, захватил императорский престол, возродил силу и авторитет верховной власти и попытался объединить и реформировать страну.
После гибели Теодроса императором стал Йоханныс IV. На долю Йоханныса выпало много сражений с внешними врагами: итальянцами, махдистами и египтянами. В марте 1889 г. он был смертельно ранен в одном из сражений. Императором Эфиопии стал негус Шоа Менелик, который на протяжении нескольких лет пользовался поддержкой Италии. Шоа Менелик совершил успешные военные походы против мятежных провинций и добился значительной консолидации эфиопского государства. В его правление началось проведение реформ, направленных на модернизацию страны.
Менелик заключил с Италией Уччальский договор, в соответствии с которым итальянцы получали право на занятие Асмэры. Внешне между обеими странами были установлены весьма дружественные отношения. Однако упомянутый договор стал источником многих проблем. В амхарской копии договора предусматривалось, что Эфиопия, если сочтет нужным, может прибегнуть к «добрым услугам» Италии во взаимоотношениях с другими державами. В итальянском же тексте договора утверждалось, что Эфиопия только так и обязана поступать. Используя свой текст договора, Италия заявила, что исходя из положений Генерального Акта Берлинской конференции 1885 г. она имеет право установить над Эфиопией свой протекторат. Все европейские державы, кроме России и Франции, признали претензии Италии на ее протекторат над Эфиопией.
Италия использовала свое преимущество и начала продвижение вглубь Эфиопии. Между тем Менелик, получив к этому времени крупные партии огнестрельного оружия из Франции и России, действовал быстро и решительно. 1 марта 1896 г. при Адуа произошло решающее сражение, завершившееся полным разгромом итальянских войск. 26 октября 1896 г. в Аддис-Абебе стороны подписали мирный договор, который аннулировал Уччальский и признавал независимость Эфиопии.
За десять лет, истекшие после битвы при Адуа, Менелик значительно расширил территорию своей империи.
В июне 1908 г. Менелик выбрал преемником своего двенадцатилетнего внука Лиджа Иясу. В 1911 г. Лидж Иясу был признан достаточно взрослым, чтобы принимать решения и нести за них ответственность, однако он не обладал реальной властью. Менелик умер 12 декабря 1913 г., его смерть долго держали в секрете.
Отец Лиджа Иясу, правитель области Уолло рас Микаэль, до крещения был мусульманином, и в 1915–1916 гг. молодой император начал демонстрировать свою приверженность исламу. Он заявил, что является потомком пророка Мухаммеда, и стал носить чалму. Кроме того, Лидж Иясу установил дружественные отношения с Германией, Австро-Венгрией и Османской империей. Это не могло понравиться шоанской знати, которая в результате двинула свои войска на Аддис-Абебу. 27 сентября 1916 г. императрицей Эфиопии была провозглашена дочь Менелика Зоудиту, а Тэфэри, сын двоюродного брата Менелика - Мэконнына, был объявлен регентом и наследником престола. В следующем году было завершено строительство железной дороги Джибути – Аддис-Абеба, и столица впервые получила столь важный доступ к морю.
Вступление Эфиопии в 1923 г. в Лигу наций закрепило ее независимость. После смерти императрицы Зоудиту (2 апреля 1930 г.) взошел на престол под именем императора Хайле Селассие I, последний Император Эфиопии.
Дальше история развивалась по знакомому сценарию.
5 декабря 1934 г. - в районе Уоль-Уоль, расположенном в 100 км от недемаркированной границы между Эфиопией и Итальянским Сомали, произошло вооруженное столкновение между итальянцами и эфиопами.
3 октября 1935 г. - итальянские войска без объявления войны вторглись на территорию Эфиопии.
18 ноября 1935 г. - Лига наций приняла решение о введении экономических и финансовых санкций против Италии.
5 мая 1936 г. - итальянские войска вошли в Аддис-Абебу. К этому времени император Хайле Селассие был уже за пределами страны, получив убежище в Англии.
9 мая 1936 г. - Италия официально объявила об аннексии Эфиопии. 1 июня король Италии был провозглашен императором, Эфиопия, Эритрея и Итальянское Сомали были объединены в колонию Итальянская Восточная Африка.
Итальянская оккупация продолжалась пять лет, и в течение всего этого времени эфиопские патриоты продолжали оказывать сопротивление захватчикам. 15 января 1941 г. эфиопская армия во главе с императором Хайле Селассие начала военные действия на территории Эфиопии. 6 апреля 1941 г. британские части выбили итальянцев из Аддис-Абебы, а 5 мая 1941 г. Хайле Селассие торжественно въехал в освобожденную столицу. 20 мая 1941 г. в местечке Амба-Алаге сдались последние итальянские части. Хайле Селассие вновь занял императорский трон.
В 1945 г. Эфиопия стала членом-основателем Организации Объединенных Наций и сразу решительно заявила о своих правах на бывшие колонии Итальянское Сомали и Эритрею.
Мирный договор от 10 февраля 1947 г. официально положил конец состоянию войны с Италией.
В 1962 г. для установления полного контроля над портами Массауа и Асэб императорское правительство ликвидировало автономный статус Эритреи. В ответ эритрейцы-мусульмане организовали Фронт освобождения Эритреи (ФОЭ), который начал борьбу сначала за автономию, а затем и за независимость этой страны.
В начале 1974 г. в армии возникло недовольство политикой императора и начались народные волнения. Вскоре военные распустили гражданское правительство и создали свое временное военное правительство. 12 сентября 1974 г. Хайле Селассие был низложен и одиннадцать месяцев спустя умер, находясь под домашним арестом. Узурпировав политическую власть, Временный военный административный совет ввел цензуру и отменил гражданские права. В ноябре была казнена группа из 60 человек, среди которых были бывшие высокопоставленные чиновники. Для борьбы с военным режимом радикально настроенные представители левой интеллигенции, рабочих и студенчества организовали нелегальную Эфиопскую народно-революционную партию.
В декабре 1974 г. военное правительство заявило о намерении превратить страну в социалистическое государство с однопартийной системой, коллективным сельским хозяйством и прямым контролем государства над «всей собственностью, полезной для экономического прогресса». По распоряжению властей все учебные заведения были закрыты на год, а учащиеся и преподаватели направлены в сельские районы, где они должны были разъяснять крестьянам цели государственной политики, обучать их началам санитарии и гигиены и знакомить с передовыми методами ведения сельского хозяйства. Были национализированы многие предприятия, принадлежавшие иностранному капиталу.
В 1975 г. эпизодические вооруженные конфликты в Эритрее переросли в широкомасштабную войну, которая поставила под угрозу существование военного режима.
В 1987 г. была принята новая конституция, предусматривавшая создание гражданского правительства, но это не помогло сдержать рост недовольства в стране. В марте 1988 г. отряды освободительного движения Эритреи захватили штаб эфиопской армии в местечке Аф-Абэд.
24 мая 1993 г. Эритрея была официально провозглашена независимым государством. Эфиопия лишилась единственного выхода к морю.
В декабре 1994 г. вступила в действие новая конституция. Она предусматривала создание федерального правительства и административное деление территории страны на девять автономных штатов, которые имели право выйти из состава Эфиопии. В соответствии с новой конституцией, страна была переименована в Федеративную Демократическую Республику Эфиопия. Вместо Учредительного собрания введен двухпалатный парламент. Депутаты нижней палаты избираются прямым голосованием, а члены Совета Федерации – на собраниях представителей каждого из девяти штатов.
Виза в Эфиопию
Для г-н РФ, всех стран СНГ, а также многих других въезд в Эфиопию визовый. Визу можно получить предварительно как в Посольстве в Москве, так и в аэропорту Адис-Абебы по прилёту.
Типы эфиопских виз
Эфиопские визы бывают различных типов, в зависимости от цели и сроков пребывания аппликантов в Эфиопии: краткосрочная виза (тип C), транзитная виза (тип A и B), национальная виза (тип D)
Наиболее распространены эфиопские визы первого типа, а именно "краткосрочная виза типа С". Такие визы бывают туристические, деловые и гостевые – в зависимости от цели поездки аппликанта в Эфиопию.
Эфиопские визы бывают как однократные (на одну поездку), так и многократные – на неограниченное кол-во поездок, разумеется, в период действия визы.
Для оформления визы в Консульстве требуются:
1. Загранпаспорт, срок действия которого превышает срок предполагаемого пребывания в стране;
2. 1 цветная или черно-белая фотография 3х4 см.
3. 1 анкета, заполненная на английском или русском языке и подписанная лично заявителем;
4. Справка с места работы на фирменном бланке компании, с указанием должности, оклада и даты начала работы в компании.
5. Бронь отеля по факсу / приглашение с указанием цели и срока поездки / турваучер
6. Рекомендуется - бронь билетов
Для детей:
1. Свидетельство о рождении ребенка;
2. Загранпаспорт ребенка либо загранпаспорт родителя, в которой вписан ребенок;
3. Если ребенок путешествует в сопровождении одного из родителей, требуется нотариально заверенная доверенность на выезд ребенка от второго родителя
4. Если ребенок путешествует в сопровождении третьих лиц, требуется нотариально заверенная доверенность на выезд ребенка от обоих родителей
Виза оформляется за 1-2 дня.
Консульский сбор - 60$. Для детей скидок нет.
Заехать в страну можно в течении трех месяцев с момента получения визы в консульском отделе. Максимальный разрешенный срок пребывания в стране - 30 дней.
Для оформления визы по прилету в международном аэропорту Боле Аддис-Абебы необходимо предоставить следующие документы:
- Загранпаспорт, срок действия которого превышает срок предполагаемого пребывания в стране
- 1 заполненную на английском языке иммиграционную анкету
- Рекомендуется иметь при себе бронь отеля / приглашение / турваучер и обратный билет
- Доказательство финансовой состоятельности
Иногда сотрудники пограничной службы проверяют лишь паспорт и миграционную карточку.
Визовое разрешение выдается через окно Visa on arrival, расположенное до этапа паспортного контроля. После проверки документов на свободную страницу паспорта помещается специальный стикер. На контрольно-пропускном пограничном пункте на него будет проставлена въездная печать.
Нужно помнить, что только сотрудник специального кабинета Visa on arrival может открыть визу. Наземные пограничные переходы этой возможности не имеют. Оформление визового разрешения через них невозможно.
Если белорусские туристы желают получить визу по прибытии в аэропорту, они должны получить одобрение со стороны Главного Управления по делам иммиграции и национальностей Эфиопии. Запросы на такое разрешение можно направлять по адресу:
Главное Управление по делам иммиграции и национальностей, а/я 3741, Аддис-Абеба, Эфиопия.
E-mail: mdina@ethionet.et.
Факс: +2511 55 32 09, +2511 56 49 81.
Визовый сбор: однократная на 30 дней - 20 USD, многократная на 90 дней - 30 USD.
Посольство Федеративной Демократической Республики Эфиопия в РФ:
Адрес: 120110, г. Москва, Орлово-Давыдовский пер., 6
Телефон: (495) 680-1616, 680-1676
Факс: (495) (495) 680-6608
E-mail: eth-emb@col.ru
Web-site: http://www.ethiopiaembassy.ru/ru/visa_ethiopia
Прием заявлений на визу и выдача готовых виз производится по понедельникам и средам с 9.00 до 13.00, по пятницам с 9.00 до 13.00 и с 15.00 до 17.00.
Экскурсии и достопримечательности
В ряду африканских стран Эфиопия стоит особняком. Национальный язык Эфиопии амхарский, единственный из африканских языков, имеющий свой уникальный алфавит. Также отличились эфиопы и своим календарем, в котором 13 месяцев в году. Поэтому фраза «назад в будущее» при планировании поездки в эту страну не является образной. По прилету придется отсчитать 7 лет назад.
Эфиопия - край удивительных легенд, в которых фигурирует одна из самых загадочных женщин древней истории - Царица Савская (Queen of Sheba), которая посетила Иерусалим, чтобы встретиться с мудрейшим из царей Израиля – Соломоном. В результате на родину она вернулась уже не одна, а плодом мудрости стал ее сын Менелик 1, который положил начало новой династии царей Эфиопии, ведущих род от Соломона. Именно Менелик 1, по преданию привез ковчег Ветхого Завета, который до сих пор хранится в Аксуме, в церкви Девы Марии (St. Mary).
Эфиопия - самая высокогорная страна Африки. Она поражает контрастами, например на севере страны располагаются горные массивы высотой 4 000 м над уровнем моря, которые протягиваясь на восток превращаются в Данакильскую Депрессию, расположенную 115 метров ниже уровня моря. Именно в этом месте до сих пор кипят «подземные страсти», здесь есть действующие вулканы, из под земли бьют горячие источники, а щелочные озера украшают пустынный пейзаж.
Эфиопия – это одна из немногих африканских стран, которая по сути никогда не была колонизирована какой-либо европейской державой (за исключением пятилетней оккупации эфиопской территории Италией). Эфиопы в большинстве своем поддерживают древние традиции и празднования, и продолжают жить так, как они жили тысячи лет назад. Историческая архитектура Эфиопии может быть сравнена с архитектурой других древних стран, однако эфиопские церкви и монастыри можно считать живыми музеями, которые могут отлично сочетаться с повседневной жизнью эфиопских людей. Эфиопия предлагает культурные и исторические путешествия, впечатления от которых нельзя получить больше нигде в мире.
Сейчас путешествующих туда еще не так много, поэтому можно насладиться красотами страны, не наблюдая перед собой «толпы туристов». Но популярность Эфиопии как туристического направления быстро растет, поэтому следует поторопиться. Осуществить путешествия по наиболее известным историческим или экзотическим маршрутам - это ваш шанс увидеть и открыть для себя эту землю в ее первозданном виде.
Туристы возвращаются домой из Эфиопии не только с захватывающими историями, уникальными фотографиями, но и с чувством исполнившегося желания и с растущим сердечным пониманием жизни и людей.
7 вещей, которые нужно сделать в Эфиопии
- Сфотографироваться у памятника великому эфиопскому поэту Пушкину у Национального музея Эфиопии.
- Спуститься в подземные церкви Лалибелы и полистать 600-летнюю Библию.
- Напеть «Buffalo soldier — dreadlock rasta» у монумента Льву Иуды.
- Разглядеть эфиопского волка на просторах национального парка Семиен.
- Увидеть древнейшего предка человека разумного — гоминида Люси возрастом 3,2 миллиона лет в Национальном музее.
- Понять, что лучший кофе варят отнюдь не в «Старбаксе», а в придорожной кофейне любой эфиопской деревни.
- Дать вымазать себя белой глиной и пеплом в ходе визита к племенам каменного века (факультативно — вставить деревянный кругляк в нижнюю губу).
Привлекательные места Эфиопии
Эфиопия - одно из древнейших государств мира. Посетите уникальные города и вы окунетесь в прошлое, которое застыло на этих суровых и ошеломляющих ландшафтах.
Уже 3 миллиона лет назад здесь ходил предок человека, чему есть очевидное подтверждение в виде скелета знаменитой «Люси». Также на территории страны было найдено множество предметов и орудий труда человека «прямо ходящего». Для людей, интересующихся археологией и древнейшей историей человечества здесь есть на что посмотреть. В том числе есть наскальные рисунки, а также более поздние свидетельства человеческого творчества, такие как обелиски и стелы возраст которых определяется 1300-1500 годами.
До нашего времени дошло старинное название Эфиопии - "Абиссиния". Независимое государство Абиссиния, населенное уже в то время неграми-христианами, считается старейшим из доисторических образований на африканской земле. Начала этого государства, впрочем, весьма темны. Предание восходит ко временам царя Соломона, и первым основателем абиссинского царства называется мифический сын Хама, по имени Куш, который поселился в Аксуме, древнейшем царском городе к западу от Адуа в Тигре; по имени его, также мифического, сына Эфиопа, будто бы вся страна названа Эфиопией.
Аксумское царство было одной из великих цивилизаций древнего мира и оставило после себя загадочные и великие Стелы, найденные в городе Аксум. В более ранние века аксумское царство было «монашеской цивилизацией», процветавшей во многих частях страны, особенно в Лалибеле, где церкви высеченные из огромных монолитных скал свидетельствуют не только о великой вере, но и о великом архитектурном искусстве этого народа. В бывшей столице Эфиопии - Гондаре, который был административным центром Эфиопии более 2000 лет, были построены дворцы, купальни и церкви, которые остаются до наших дней свидетельством века великолепия.
Если (совсем условно) поделить территорию страны на три тематические зоны, то в половине от Аддис-Абебы и далее на север окажутся основные культурно-исторические интересности, а в южных областях — аутентично-первобытные племена с этнодеревнями. Между ними расположился обширный нацпарк Бейл-Маунтинс, богатый на захватывающие дух панорамы и всевозможную природную экзотику, а к северо-востоку от него практически от центра страны до побережья Красного моря протянулись земли вулканов, чьи ландшафты не имеет никакого смысла описывать: их надо просто увидеть.
Адис Абеба
Знакомство с достопримечательностями Эфиопии обычно начинают с Аддис-Абебы. Ее главные места туристического интереса — дом-музей отца современной Эфиопии императора Менелика II на горе Энтото, колоритный рынок Широ-Меда и Национальный музей, где выставлено одно из важнейших свидетельств длинной и запутанной истории «гомо сапиенса» — останки австралопитека Люси, чей возраст превышает 3,2 миллиона лет. В бывшем дворце императора Хайле Селассие расположился неоднократно признаваемый лучшим в Африке Этнографический музей, экспонаты которого выставлены в необычном порядке, иллюстрируя цикл жизни человека: от детских кукол и обрядов посвящения в полноправные члены общества до паломничества, традиционной медицины, военного дела и, наконец, старости и смерти. Еще в столице стоит посетить Кафедральный собор и музей Святого Георгия, мемориальный музей жертв Красного террора, монумент-икону каждого уважающего себя растамана — Льва Иуды, а также собор Святой Троицы и Музей естественной истории с чучелами редких животных. Не преминем упомянуть и площадь Пушкина, на которой возвышается замечательный своей схожестью с оригиналом памятник Солнцу эфи... то есть русской поэзии.
Аддис-Абеба — столица Эфиопии и Африканского союза, а также его предшественника — Организации африканского Единства. С населением 3 041 002 жителей (2012) является крупнейшим в мире городом, расположенным в стране, не имеющей выхода к морю. Город имеет статус отдельного региона Эфиопии. Он основан в 1886 году императором Менеликом II по просьбе его жены — императрицы Таиту.
Аддис-Абебу часто называют «столицей Африки» или «Парижем Африки» в связи с его историческим, политическим и дипломатическим значением для континента. Город населяют люди множества национальностей из разных регионов Эфиопии: амхара, оромо, Тиграи, сомали и многие другие. Богат также конфессиональный состав населения: здесь живут монофизиты, мусульмане, иудеи, православные христиане, протестанты и приверженцы традиционных африканских верований.
Аддис-Абеба — это одна из самых высокогорных столиц в мире. Самая нижняя точка города — 2326 м, расположена на юге города, где находится аэропорт Боле. Самая высокая точка — гора Энтото с высотой 3000 м, расположенная на севере города
Озеро Тана
Озеро Тана с городом Бахр-Дар радуют древними монастырями на островах, а также замечательной инфраструктурой для туристов — именно здесь расположены одни из лучших отелей страны. Из озера берет свое начало сам Голубой Нил, водопады которого можно увидеть ниже по течению, отправившись на экскурсию, а живущие по его берегам крестьяне до сих пор плавают на папирусных лодках, построенных точно так же, как во времена фараонов.
На озере Тана расположено более 37 островов, на которых находятся 20 церквей и монастырей, представляющих колоссальный исторический и культурный интерес. Эти церкви украшены прекрасными росписями и бесчисленными сокровищами. Расположение этих островов позволяет сохранить эти сокровища от мародеров.
Большинство храмов озера Тана были построены между XIV и XVIII столетиями. Все они возводились по единому архитектурному плану. Три кольца соответствуют Святой Троице. В эфиопской иконографии она всегда изображается в виде трех схожих друг с другом старцев. До посвящения в подробности церковной жизни невозможно провести различие между отцом, сыном и Святым духом
Эфиопская церковь почитает Старый Завет точно так же, как и Евангелие. Поэтому на центральных росписях ее храмов Моисей и Фараон все время изображены рядом со Святым Михаилом и Святым Рафаэлем. На южной части той же кругообразной стены всегда изображается Богородица, принимающая верующих. Перед ней стоит архангел Михаил с весами в руках, на одной чаше которых умещается толпа маленьких человечков, а на другой – графин с водой. Дева Мария незаметно придерживает пальцем вторую чашу.
В храмах озера Тана нижняя часть алтарной стены отводится под изображения, отражающие историческое прошлое Эфиопии. Одно за другим на них проходят наиболее значительные события из жизни царей и святых. Эти росписи заключают в себе то, о чем народ не сможет прочитать ни в одной из многочисленных эфиопских пергаментных рукописей на языке геэз. Этот древний язык исчез в XIV веке, и в наши дни его используют только в богослужении.
Именно на нижних частях стен можно увидеть изображения праотцев эфиопского христианства. Они известны как «Девятеро сирийских святых», хотя, как свидетельствует история, не все они являются выходцами из Сирии. Именно им приписывают создание наиболее древних монастырей Эфиопии. Одного из них всегда изображают рядом с драконом. Это – Абба Арагави, предполагаемый основатель Дебре Дамо, одного из самых необычных монастырей Амхары. Он расположен на высоте 3 000 метров, на вершине отвесного выступа. Считается, что только дракон был способен вознести туда монастырь. Взобраться на выступ можно только с помощью каната. Именно так и поступают священники, проделывая это с удивительной легкостью. Женщинам доступ в храм запрещен, и лишь немногие мужчины-храбрецы получают разрешение войти в святилище.
Другое изображение, часто встречающееся в храмах на озере Тана, показывает сидящего царя, скипетр которого вонзен в ступню стоящего рядом с ним человека. Это – Яред, он был плохим учеником, за что был изгнан из школы. Однажды, когда он праздно прогуливался, его взгляд остановился на насекомом, пытавшемся забраться на дерево. Шесть раз мошка пыталась вскарабкаться, и шесть раз у нее ничего не получалось. Наконец, на седьмой раз ей наконец удалось. И тут Яред понял, что надо быть более настойчивым в том, что ты делаешь. Он вернулся в школу. Будучи очень одаренным, он сочинил музыку, которая стала мелодией наших молитв.
Покоренный красотой его песни, король и не заметил, как вонзил свой скипетр в стопу певца. Но тот, охваченный восторгом, даже не ощутил боли… В какой еще книге вы найдете столь прекрасный образ музыкального искусства?
Как и королева Ментавеб или Абба Арагави, Яред – реально существовавший человек. Он жил на севере страны, в Аксуме. 1 600 лет назад, когда туда пришло христианство, это была столица обширной империи. С тех пор священная музыка Яреда продолжает пленять сквозь лучезарную дымку эфиопского рассвета.
Лалибела
Лалибела — древняя столица Эфиопии, замечательная прежде всего двенадцатью вырубленными в скалах церквями 12 века, которые действуют до сих пор. Толпы туристов съезжаются сюда на колоритное празднование православного Рождества. Еще здесь по-прежнему живут в круглых каменных хижинах с соломенной крышей, изрядно напоминающих домики муми-троллей.
Город назван в честь знаменитого правителя Лалибелы (1181-1221 гг.), который основал свою столицу на этом месте, после того как ему во сне явился Господь. Все 11 церквей были построены в течение одного столетия, и считается, что строителям помогали ангелы, которые ночью совершенствовали постройки, сделанные человеческими руками. Церкви в течение многих веков хранили священники, которые служили Богу, копили сокровища, освящали библии и иллюстрировали рукописи.
Самый большой из храмов - Христа Спасителя ("Бетэ Мэдхане Алем"), достигает в длину 33,7 м, в ширину 23,7 м и в высоту 11,6 м. Наиболее почитаемым является храм Девы Марии ("Бетэ Марйам"), где окна имеют форму римских и греческих крестов. Церковь стоит в большом дворе, который с невероятными усилиями был вырублен прямо в скале.
Гондэр
Здесь расположено много великолепных замков, говорящих все о том же архитектурном искусстве и религиозном рвении. Гондар – это «африканский камелот», он был центром просвещения в течение почти 1600 лет.
В Гондэр приезжают, чтобы увидеть развалины королевских дворцов Соломоновой династии и хотя бы некоторые из более чем 40 старинных церквей, в том числе церковь Дебре Берхан 17 века, своды которой расписаны фресками с изображением ликов ангелов.
Крепость Фасил-Гебби (район города Гондар) в XVI-XVII вв. была резиденцией императора Эфиопии Фасилидаса и его преемников. В городе, окруженном 900-метровой стеной, находятся дворцы, церкви, монастыри и уникальные общественные и частные здания, отмеченные индийским и арабским влиянием. Позднее здания были перестроены в стиле барокко, привнесенным в Гондар миссионерами-иезуитами.
В неспокойный период между XIII и XVII веками правители Эфиопии часто меняли местоположение своих дворов. Царь Фасил (основатель династии Фасилидов) обосновался в Гондаре и объявил его постоянной столицей в 1636 г.. Потомки Фасила правили царством успешно, продолжая строить, совершенствуя технологии и архитектурный стиль. К закату своих дней, в конце XVIII века королевский двор превратился из примитивного лагеря в укрепленную крепость под названием Фасил-Гебби. В районе королевской резиденции насчитывалось около 20 дворцов и 30 церквей.
Аксум
Руины древнего города Аксум найдены вблизи северной границы Эфиопии. Они отмечают местонахождение ядра древней Эфиопии, когда царство Аксум было одним из сильнейших государств древнего мира, наряду с Восточной Римской империей или Персией. Массивные руины, относящиеся к периоду I-XIII вв., включают монолитные обелиски, огромную стелу, царские гробницы и развалины древних замков. Долгое время после политического упадка в Х в. императоры Эфиопии продолжали короноваться в Аксуме.
Аксумский обелиск - эта 17-вековая стела, вывезенная войсками Муссолини в Рим в 1937 году и недавно возвращенная Эфиопии, грандиозная 24-метровая колонна весом 150 тонн – вторая по размеру из всех стел, расположенных в Аксуме.
Аксумское королевство было одной из великих цивилизаций древнего мира, и оставило после себя огромное количество загадочных стел, могил древних царей, руин дворцов и, множество археологических сайтов, которые можно наблюдать в современном Аксуме.
Как мог оказаться в Аксуме Ковчег Завета? Говорят, что из Иерусалима в Аксум его привез Менелик, первый царь Эфиопии, сын царя Соломона и царицы Савской. Менелик стал основателем (более тридцати веков назад) династии Соломонидов, и даже последний император Эфиопии Хайле Селассие I (1892-1974 гг.) утверждал, что он является прямым потомком библейского царя Соломона.
Легенда гласит, что Менелик скрыл Ковчег Завета во дворце своей матери, который расположен в трех километрах от центра Аксума. Развалины дворца недавно были обнаружены немецким археологом Гельмутом Цигертом из Археологического института Гамбурского университета.
Дворец Донгура, был восстановлен в 1966-68 годах. Он насчитывает 50 комнат, но точно не известно, каково было их предназначение. Он датируется VII веком. В народе его всегда называли «дворцом царицы Савской». Три части этого раннего дворца, относящегося к Х веку до нашей эры, сейчас открыты для посетителей.
Харар-Джуголь (Harar Jugol, the Fortified Historic Town)
Эфиопские исламские традиции очень сильны, но имеют свои особенности. Фактически, эфиопские мусульмане существовали еще во времена пророка Мухаммеда. Богатая религиозная история принесена в жизнь романтичного, окруженного стенами города Харара и он был провозглашен четвертым «Священным городом» после Мекки, Медины и Иерусалима.
Город Харар расположен в восточной части страны, на плато, рассеченном глубокими ущельями, в окружении пустынь и саванн. Его укрепленная историческая часть, окруженная стенами, построенными между ХIII и ХVI вв – Джуголь, священна для мусульман.
Харар-Джуголь, как говорят, четвертый по религиозному значению город ислама, имеет 82 мечети, три из которых были основаны еще в Х в., и более ста мест поклонения. Большинство обычных жилых домов в Харар-Джуголе – это традиционные здания, состоящие из трех комнат на уровне земли и подсобных площадей во дворе. Дома другого типа, называемые индийскими, построены индийскими торговцами, которые поселились в Хараре после 1887 г.. Это простые прямоугольные двухэтажные здания с верандами, открытыми на улицу или во двор. Третий тип зданий является комбинацией элементов первых двух типов.
Народность харари известна высоким развитием своих ремесел, включая ткачество, плетение корзин и переплетное дело; однако, наиболее примечательную часть культурного наследия Харара представляют жилые дома с исключительными по оформлению интерьерами. Их архитектура очень специфична и отличается от планировки жилых домов, типичной для других мусульманских стран. Она уникальна и для Эфиопии.
Харар сложился в своих современных градостроительных формах в ХVI в. как исламский город, характерный лабиринтом узких проулков и глухих фасадов. С 1520 по 1568 гг. он был столицей государства Харари. С конца ХVI по ХIХ вв. Харар был известен как центр торговли и исламского образования. В ХVII в. он стал независимым эмиратом, в конце XVIII в. оккупирован Египтом и десять лет спустя, в 1887 г., стал частью Эфиопии. Влияние африканских и исламских традиций на развитие специфических типов зданий и планировку города определили особый характер и даже уникальность Харара.
Долина нижнего течения реки Аваш (Lower Valley of the Awash) (1980)
Палеонтологические находки в долине реки Аваш – одни из самых ценных на африканском континенте. Ископаемые остатки, найденные в этом месте, старейшие из которых имеют возраст около 4 млн. лет, являются свидетельствами эволюции человека, изменившими наши взгляды на историю человечества. Наиболее удивительные открытия имели место в 1974 г., когда найденные 52 фрагмента скелета позволили реконструировать известную «Люси».
Долина нижнего течения реки Омо (Lower Valley of the Omo) (1980)
Долина реки Омо и Великая Рифтовая долина представляют Эфиопию первобытную. Здесь невероятные по красоте и духовной силе пейзажи, здесь живут многочисленные племена, сохранившие до наших дней культуру каменного века. Каждое племя уникально: одни раскрашивают лицо и тело белой глиной, другие хвастают затейливыми татуировками, третьи вставляют в разрез в нижней губе деревянную пластину... Туристы могут посетить здешние этнографические музеи, разделить с аборигенами трапезу и посмотреть ритуалы — например, обряд инициации, заключающийся в перепрыгивании через быка. Ну а гостей Великой Рифтовой долины ждут потрясающей красоты реликтовые озера и не менее древние каньоны.
Археологические памятники Тийа (Tiya)
Памятники Тийа относятся к самым ценным из примерно 160 обнаруженных к настоящему времени в районе Соддо к югу от Аддис-Абебы. Объект содержит 36 памятников, включая 32 стелы, покрытых резьбой с символами, большую часть которых трудно расшифровать. Они являются остатками древней эфиопской культуры, возраст которой еще точно не установлен.
Национальный парк Симен (Simien National Park)
Интенсивная многолетняя эрозия на Эфиопском нагорье привела к рождению одного из самых потрясающих ландшафтов на Земле. Парк поражает зазубренными горными вершинами, глубокими ущельями и гигантскими отвесными обрывами, высотой до 1500 м. Здесь располагается высочайшая вершина страны Рас-Дашен (4600 м), на покрытых влажным лесом склонах которой живут редкие животные, не встречающиеся больше нигде на планете: эфиопский волк, абиссинский горный козел Уалиа и обезьяна гелада - особый подвид бабуинов. Любителей пернатых впечатлит возможность наблюдать более 50 видов птиц.
Эрта-Але
Эрта-Але — один из немногих на планете постоянно действующих вулканов с регулярными извержениями и целыми двумя озерами раскаленной лавы «в комплекте». Находится он на северо-востоке Эфиопии в удаленном районе Афар пустыни Данакиль. Поездку к Эрта-Але часто совмещают с посещением долины гейзеров Далол — неглубокой, покрытой слоем очень соленой воды впадины с возвышающимися над поверхностью соляными кристаллами и фонтанами гейзеров.
Этнические группы
Эфиопия – страна древних цивилизаций и имеет культуру и традиции, датирующиеся более чем 3000 лет. Сегодня в Эфиопии насчитывается более 80 этнических групп, с их собственными языками, культурой и традициями. Наши культурологические туры в основном базируются на посещении туземцев долины Омо в южной Эфиопии. Мы верим, что посещение некоторых уникальных культур поможет людям понять разницу между тем, что действительно важно в жизни и тем, что является всего лишь «косметикой», что создается только для вида.
До 90-х годов прошлого века о племенах, населяющих долину реки Омо на юго-западе Эфиопии, почти ничего не писали, и мало кто из европейцев их вообще видел. До сих пор нет достоверных данных и о численности племен: специалисты предполагают, что в этой труднодоступной и малоизученной местности обитают от 15 до 20 племенных групп. Все они этнически разные, но ведут похожий образ жизни: женщины обрабатывают землю и растят детей, мужчины пасут скот в речной пойме, старики руководят процессом.
Но, возможно, скоро все изменится — течение реки Омо перекроет каскад плотин мощной гидроэлектростанции. Эфиопская столица наконец получит бесперебойное энергоснабжение, а традиционное скотоводство в долине реки канет в небытие вместе с ее пойменными пастбищами. Наверное, тогда мурси, каро, хамар, сурма и еще полтора десятка племен наденут брюки, смоют с тел традиционные узоры и подадутся в город в поисках заработка. Пока же они ходят «в люди» только чтобы обменять намытый ими в горных речках золотой песок на нужные товары.
Река Омо берет начало в центральной части Эфиопского нагорья, течет на юг и впадает в озеро Рудольф. Это одна из великих рек Африки, на берегах которой издавна селились люди. Именно в долине Омо археологи обнаружили знаменитую Люси – нашу далекую предшественницу, жившую около четырех миллионов лет назад.
Люди здесь всегда помнят, кто они: сурма, хамер, борано, мурси, каро... Одни избегают соседей, другие ведут натуральный обмен и встречаются хотя бы раз в месяц. И все хотят отличаться от других, подчеркивать свою индивидуальность.
Например, люди народа каро. Их всего-то двести человек. Но они прославились благодаря таланту украшать себя эффектными узорами. Каро пользуются природными красками: измельчают мел, железную руду – она дает красный цвет, ищут отложения охры – это желтая краска, и запасаются углями – для иссиня-черных узоров.
Обычно рисунки, которые наносятся на тело, руки, ноги и лицо, повторяют природные мотивы – пятнистую шкуру леопарда или светло-серые крапинки на темном оперении цесарок. Или ладони человека. Но в душе каро – минималисты. Им нравится строгий геометрический стиль – полоски, круги, спирали. Чуть ли не каждый день эти бескорыстные художники наносят на тела новый узор. Просто из любви к искусству. Поразить воображение окружающих – для каро вопрос чести.
Женщины каро тоже не лишены артистической жилки. Но украшают они себя по-другому: острым осколком камня делают надрезы на груди и животе и втирают в них золу, чтобы шрамы не зажили бесследно. Зарубцевавшиеся полоски подчеркивают формы тела. Кожа становится «ребристой», но каро считают, что это делает женщин еще красивее.
Мурси – другая группа, издавна живущая в долине – разрисовывают не только себя, но и свой скот. Ни одна корова в деревне мурси не похожа на другую, а стадо напоминает передвижную выставку живых картин. Еще мурси любят выдумывать необычные прически: с помощью воска или жира «лепят» из волос причудливые изваяния и окрашивают их охрой.
Отличительной чертой этого народа являются губные пластинки и долевые тарелочки, которые носят женщины. Небольшой надрез делает нижнюю губу и мочку уха молодых девушек народа мурси подходящими под губные тарелочки. Процесс вставления их между зубами и нижней губой является ритуалом инициации для девушек. В наши дни, под влиянием современного мира, все больше проникающего в традиционные уклады племен, многие девушки отказываются от губных тарелок, считая, этот обычай пережитком прошлого. И действительно, одна из версий возникновения этого обычая - защита женщин племени от продажи в рабство. Тогда это было эффективно, сейчас просто эффектно.
Хамер (Hamer) - это народность, которая заселяет восточную часть низины долины Омо. Они известны по характерным прическам, которые делают женщины, форма прически полностью создается при помощи топленого сала, а затем волосы окрашиваются в красную охру. Женщины народа хамер - одни из самых тщательно одевающихся женщин в регионе. Люди этого племени так же знамениты своим ритуальным прыжком через быка, церемония, которая определяет, готовы ли молодые мужчины народа хамер совершить своеобразный социальный прыжок от юношества к взрослой жизни и созданию семьи.
Дасинеш и Гелеб (Dasenech, Geleb) - народ, который расположился по обе стороны от реки Омо и на северной стороне озера Туркана. Поражающей особенностью дасинеш является их невероятный стиль причесок, который отражает их позицию в системе веков. У детей этого народа головы совершенно выбриты, в то время как у взрослых изысканные прически, которые характеризуют их статус.
Делу - час, потехе - время
Всевозможные манипуляции с собственным телом — такое же важное занятие для аборигенов юго-западной Эфиопии, как и забота о пропитании, если не важнее. Пока мужчины племени пасут стада, они украшают себя узорами или изобретают сложные головные уборы. Женщины, оставшиеся в деревне, в свободное время натирают друг друга медом диких пчел и делают прически. Главное развлечение — танцы: бешено-динамичные, буквально до изнеможения. Высокие прыжки, вращения, наскоки друг на друга, «бодания». Вообще многие танцевальные па имитируют движения животных, особенно близких скотоводам.
Танцы сопровождают все ритуалы, большинство из которых связаны с возрастными испытаниями (инициациями) и приобретением нового социального статуса. Так, смотринам невест и заключению браков у сурма и мурси предшествуют жестокие палочные бои — донга. А у хамар, бешадар, каро и некоторых других племен этой местности практикуется такое испытание, как булджампинг — прыжки, а точнее бег по спинам быков. Сначала от участника ритуала требуется пробежать, не падая, по спинам поставленных в ряд вплотную друг к другу животных, которых в это время удерживают за хвосты соплеменники. Успешно пройдя его, он становится «мажа», то есть может по праву считаться мужчиной и выбрать себе жену.
Важной завершающей частью этого обряда является ритуальное бичевание девушек. Происходит это следующим образом. Доведя себя сначала до экстаза бешеными ритмичными танцами, девушки начинают преследовать прошедших испытание юношей мажа демонстративными сексуальными приставаниями. Те, в свою очередь, отгоняют их и при этом хлещут жесткими, словно прутья, стеблями тростника. Хлещут больно, до крови. Но девицы не ропщут, а, напротив, принимают это как должное, как признак силы и верности. Шрамы, которые остаются от этой порки, затем гордо демонстрируются как своеобразные знаки женской чести.
Многие детали общественного устройства и быта племен долины Омо стали известны лишь в последнее время. Открывая заново эти удивительные народы, антропологи и этнографы все чаще приезжают на эти территории, чтобы описать языки и зафиксировать на пленку обряды. Они торопятся изучать их культуру, надеясь понять, например, что означают орнаменты, которыми покрыты их тела, каковы корни и побудительные мотивы их искусства. Ученые не случайно спешат — все это нужно успеть, пока цивилизация в виде строящихся дорог и электростанций еще не охватила эти края, пока местные племена остаются хозяевами своего «райского сада».
Эфиопия – это страна огромного географического разнообразия с высокими горами и плоскими плато, равнинами и глубокими ущельями. Благодаря колебаниям высот страна обладает широким спектром климатических зон. Такое разнообразие природной среды является причиной большого разнообразия флоры и фауны Эфиопии. Здесь можно насчитать 6 500 – 7 000 высокогорных растений различных видов, 12% из них являются эндемиками.
Путешествие по долине Большого Разлома
Долина Большого Разлома — это обширный географический и геологический облик Восточной Африки и Северо-Восточной Азии. Он образовался в результате отделения Африканской и Арабской тектонических плит около 3,5 миллионов лет назад. Его протяженность с севера на юг около 6000 км, от северной Сирии до центрального Мозамбика. Долина варьируется от 30 до 100 км по ширине и от нескольких сот до нескольких тысяч метров по глубине. Озера Большого Разлома – это группа озер, сформированных самими разломом в районе Восточной Африки. Эти озера включают в себя самые старые, широкие и глубокие озера в мире. Вода в озерах очень чистая. Этот регион характеризуется очень хорошей экологией. Долина Большого Разлома делит высокогорья Эфиопии на северную и южную половины и большинство озер расположено в долине между ними. В долине Большого Разлома расположено восемь различных цепочек озер. Эти озера сформировались во времена четвертичного периода, когда дождливые сезоны длились очень долго, но большинство озер тогда находилось в состоянии льда. В течение этого периода четыре северных озера были одной огромной массой воды и два южных также были соединены в одно. Как только климат на земле потеплел, в сравнительно недавний геологический период, озера начали расширять пространство своего существования среди осадочных пород.
Долина Большого Разлома еще известна как орнитологический рай. Посещение разлома, усыпанного озерами, вулканами и травянистыми саваннами, привлекающими большое число животных и птиц, предлагает путешественникам прекрасное сафари.
Данакильская впадина
На северо-востоке от Аддис-Абебы находится одно из самых жарких мест на планете. Известная как Данакильская или Афарская впадина, по имени двух местных племен, словно огромная стрела, созданная в течение веков палящим солнцем и сухими ветрами пустыни, она протянулась от Красного моря на юг вплоть до узкой расселины, которая входит в систему африканской Долины Разломов.
Данакильская впадина – находится в 100 км на северо-запад от вулкана Эрта Але. Самое глубокое место впадины находится на 116 метров ниже уровня моря. Ландшафты здесь очень разнообразны и красочны. Поблизости расположено озеро Asale - знаменитое своими месторождениями соли. Камни из соли раньше даже использовались как валюта в Эфиопии. И сегодня можно встретить караваны верблюдов на дороге. Они транспортируют соль на северо-западные высокогорья Эфиопии. Температура в регионе колеблется от 25ºС в период сезона дождей с сентября по март, до 48 ºС в засушливый сезон, который продолжается с марта по сентябрь.
Птичий рай
Эфиопия - одна из африканских стран, на территории которой обитает огромное разнообразие птиц. Число различных групп эндемиков в лесах и саваннах, и птиц, прилетающих сюда со стороны северного полярного круга велико, что дает возможность для создания уникальных орнитологических программ. Фактически, в стране насчитывается около 850 видов птиц. Особенно богат район озер долины Большого Разлома, изобилующий богатыми горными лесами, где обитает боширое разнообразие птиц эндемиков. Эфиопия занимает второе место по наличию эндемиков на континенте. Разнообразие видов, яркое оперение, доступный осмотр птиц в условиях дикой природы поистине впечатляющий.
Отели Эфиопии
Выбор отелей в Эфиопии весьма и весьма широк, причем львиная доля представлена дешевыми и умеренно дорогими по местным меркам гостиницами с базовым набором услуг. Да и вообще, цены на размещение в стране сложно назвать высокими: одноместный номер в приличной гостинице обойдется в 50-70 ETB, двухместный — в 80-100 ETB. Можно, впрочем, остановиться и в отелях международных цепочек «для богатых иностранцев», а также в не менее дорогих, но великолепно декорированных частных гостевых домах. Лучшие отели Аддис-Аббебы — «Хилтон», «Шератон» и государственный «Гион» с европейским списком услуг и отличным сервисом.
В гостиницах за пределами столицы рекомендуется ожесточенно торговаться: ценник для местных и для иностранцев там порой отличается в 20 (!) раз.