Франция
Отдых с шармом на Лазурном Берегу, насыщенная «экскурсионка», знаменитые музеи, гастрономические провинции и замки Луары, великолепная кухня, вино и горнолыжные курорты - всё это ассоциируется с Францией.
В Париже можно сходить с ума по кофе с круассанами, ездить на архитектурные выставки и в музеи смотреть импрессионистов — или просто сидеть на лавочке на самой артистической улице Франции Монмартре, разглядывая прохожих. В Ницце — загорать по соседству со «звездами», выиграть в Монте-Карло и спустить все в одном из лучших ресторанов Франции в Каннах. На Корсике Франция предлагает отведать потрясающего сыра, солнца и местного колорита, в центрах талассотерапии Бретани или Аквитании — зарядиться здоровьем, а в замках Луары — поиграть в принца или принцессу. И, наконец, просто-таки в обязательном порядке Франция обязывает напиться изысканного вина на просторах Бургундии и Бордо.
По статистике, 90 процентов французов считают себя счастливыми людьми. Французы гордятся своей страной и прекрасно понимают, сколь притязательна их счастливая страна для иностранцев. Париж, лазурный берег, замки Луары, Бургундия, Нормандия, Монблан. Коньяк, канкан, камамбер, Людовик, Наполеон, Дюма-отец, Брижит Бордо...
Ну, кто из нас не хотел бы побывать во Франции?!
Заморские территории Франции
Как добраться до Франции
Самолёт
Авиабилеты во Францию на прямые рейсовые самолеты можно приобрести в авиакомпании «Белавиа». Национальная белорусская авиакомпания имеет код-шеринговое соглашение с французской компанией "Эйр Франс" и они совместно обслуживают рейс Минск-Париж-Минск. Купить авиабилет до французских аэропортов можно в системе электронного бронирования авиабилетов. Стоимость авиабилета во Францию – от 250 евро. Кроме того, часто проходят различные акции в авиакомпаниях Люфтганза и Австрийские Авиалинии, например, когда можно заранее произвести бронирование авиабилетов во Францию по специальным сниженным тарифам, но не на прямые рейсы, а с пересадкой в Австрии либо в Германии.
Поезд
Можно купить жд билеты во Францию. Стоимость билета (в одну сторону Минск-Париж) –150-288 евро. Как ни парадоксально, но билеты на поезд во Францию – это самое дорогое удовольствие для самых обеспеченных либо для тех, кто боится лететь на самолете и не желает «трястись» на автобусе.
Автобусы
Бронирование билетов на автобус во Францию надо производить заранее (случается, что их нет в наличии, особенно конец весны - начало лета). Стоимость билета (Минск-Париж-Минск) – около 170 евро.
Аэропорт Шарль-де-Голль обслуживает Париж и центр страны. Air France и «Аэрофлот» ежедневно осуществляют туда с десяток полетов — это самый удобный, но не слишком экономный вариант. Количество же стыковочных рейсов поистине огромно и как правило они дешевле (иногда в разы).
Аэропорт Лиона интересен прежде всего лыжникам и тем, кто хочет посетить восток страны, минуя Париж. В сезон аэропорт принимает чартеры, но прямых рейсов из России нет.
Аэропорт Женевы можно рассматривать как «условно французский»: он расположен у самой границы, и из него есть выход на французскую территорию. Соответственно, прямые рейсы в Женеву от Swiss Air и того же «Аэрофлота» можно считать хорошей заменой лионским чартерам.
Аэропорт Ниццы обслуживает прямые рейсы альянса Sky Team. Он удобен туристам, направляющимся на Лазурный берег, но к сожалению, высокие аэропортовые сборы сказываются на цене билетов.
Аэропорт Нант Атлантик — хороший вариант для тех, кому нужен запад Франции от Бретани до Биаррица. Прямых рейсов из России нет, но есть удобные стыковки через Париж (Air France) или Амстердам (KLM).
Иногда стоит использовать стыки самолет-автобус или самолет-поезд. Например, Lufthansa осуществляет рейсы во Франкфурт, а оттуда автобусный трансфер в Страсбург. До Парижа можно добраться и через Бельгию: сначала до Брюсселя рейсом «Аэрофлота» или Brussels airlines, а оттуда скоростным поездом Thalys.
Автомобиль
Автолюбители могут добраться до Франции и на машине, своей или арендованной. Авиабилеты в Барселону, Милан или Брюссель недороги по сравнению с Парижем, и вариант самолет плюс прокатный автомобиль часто оказывается выгодным, к тому же дает возможность посмотреть несколько стран. Вполне осуществимо и автопутешествие из России на своей машине: расстояние между Москвой и Парижем около 2850 км, выносливый водитель вполне может преодолеть его за двое суток. Если же торопиться некуда, поездку во Францию можно превратить в полноценный евротур со всеми его плюсами и минусами: возможностью не зависеть от расписаний авиарейсов, перевеса багажа и неудобств, связанных с привыканием к незнакомой машине, а также разбазариванием ценных дней отпуска, очередями на белорусско-польской границе, износом любимого авто, затратами на «лишние» ночевки и дорогой европейский бензин.
Французская виза и таможня
Франция входит в список стран-участниц Шенгенского соглашения. Для поездки в страну гражданам России и СНГ необходима виза во Францию.
Французская таможня считается одной из самых беспроблемных в Евросоюзе, однако это не означает, что вы полностью гарантированы от неприятностей. Несколько простых советов помогут вам сэкономить нервы и деньги.
Ввоз
- Денежные суммы больше 10 000 EUR подлежат обязательному декларированию (сюда входят наличные деньги, дорожные чеки, векселя и даже номинированные ценные бумаги).
- Беспошлинно можно ввезти до 1 л. крепкого алкоголя (крепче 22 %), либо до 2 л. вина или пива.
- Курильщики могут ввезти не больше 200 сигарет на взрослого путешественника.
- Ни одно животное нельзя ввезти без ветеринарной справки (ввоз собак бойцовых пород запрещен).
- С 2009 г. на территорию ЕС запрещен ввоз любой продукции, содержащей мясо и/или молоко — от тушенки до шоколадных конфет. Вы можете взять с собой плитку-другую любимого шоколада — но только черного! Состав продукта на упаковке должен быть указан на английском языке, разбираться с кириллицей таможня не станет.
- Если вы путешествуете с ребенком, то имеете право на ввоз молочного детского питания (не более 2 кг и только в герметичной упаковке)
- Ввоз лекарств во Францию разрешен, включая препараты, содержащие наркотические, психотропные вещества либо анаболики (но в этом случае необходимы рецепт и справка от врача). Есть ограничения по количеству — из расчета суточного потребления на 3 месяца максимум.
- Ввоз икры разрешен до 250 г, но не относится к беспошлинным — таможенный офицер имеет право заставить вас заплатить даже за одну банку.
- Запрещен ввоз в страну предметов, изготовленных из исчезающих видов растений и животных. Это очень важный момент, не пренебрегайте им. Внимательно проверьте свой багаж и гардероб, ведь вполне безобидные на наш взгляд сумочка или бумажник (например, из крокодиловой кожи) могут стать причиной крупного штрафа, а в худшем случае аннулирования визы, причем необязательно французской — пограничники в любом пункте въезда в ЕС имеют право аннулировать любую шенгенскую визу.
Вывоз
Проблем с вывозом товаров из Франции практически нет (если вы не прихватите как сувенир картину Дали, килограмм героина или штурмовую винтовку). В России картина чуть иная: без декларирования разрешено к ввозу не более 3 л любого алкоголя (неважно, коньяка или пива), а свыше 5 л запрещено вообще. Если в ваших чемоданах обнаружат больше трех одинаковых товаров, то могут их счесть коммерческой партией. В этом случае серьезный штраф — меньшее, что вам грозит.
Tax free во Франции
Процедура возврата НДС для туриста кажется относительно простой. К сожалению, она не лишена подводных камней:
- Вы не можете рассчитывать на Tax free, если совершили покупку в магазине, не участвующем системе (ищите специальный логотип на входе).
- Tax free невозможен, если сумма вашей покупки меньше 175,01 EUR.
- Деньги не возместят, если при покупке вам не выписали счет-фактуру на специальном бланке, для оформления потребуется загранпаспорт (водительские права или другие документы не подойдут).
- В оформлении Tax free могут отказать, если у таможенников возникнут сомнения по поводу ваших покупок, поэтому не срывайте с товаров ценники и ярлыки, оставляйте магазинную упаковку.
- В Tax free также могут отказать, если вы летите транзитом через другое государство ЕС (в этом случае штамп должны ставить на таможне страны, через которую вы покидаете Евросоюз).
Климат
Климат Франции умеренный морской, на востоке переходный к континентальному, на Средиземноморье субтропический. Лето достаточно жаркое (в июле-августе +20…+25 °C). Самое подходящее время для посещения Парижа — май и сентябрь-октябрь, а Французской Ривьеры — июнь и сентябрь.
На Корсике длинное и жаркое лето: с мая по октябрь +21…+27 °C, на горных склонах снег лежит до июня. Лучшие месяцы для отдыха на Корсике — май-июнь и сентябрь-октябрь.
Первый снег во французских Альпах выпадает в конце ноября и держится до середины мая. Благодаря мягкому климату даже зимой в долинах на высоте около 1500 м температура не опускается ниже −10 °C. Лучшее время для катания начинается с середины февраля, когда устанавливается устойчивая солнечная погода. Высота снежного покрова в зависимости от высоты местности колеблется от 0,7 до 4 м.
Религия
Основная религия - христианство, направление – католицизм
Язык
Официальный язык во Франции - французский. В провинциях Франции говорят также на эльзасском, баскском, бретонском, каталонском, корсиканском или провансальском.
Время
Отстает от минского на 1 час.
Деньги
Денежная единица страны — Евро (EUR), в 1 евро 100 евроцентов. Актуальный курс: 1 EUR = 73,81 RUB.
Как правило, банки работают с 10:00 до 17:00 по будням, обменные пункты — с 9:00 до 18:00. Самый выгодный курс — в обменных пунктах с табличкой «No commission», но их еще надо найти. В целом обменный курс во Франции хуже, чем в России, поэтому о закупке валюты стоит позаботиться заранее. Менять крупные суммы не стоит, во Франции они не нужны — кредитные карты принимают в любом магазине. Наличные евро будут необходимы только в том случае, если вы планируете что-то покупать с рук — например, на блошиных рынках или развалах букинистов.
Удобно заранее купить франки в Беларуси.
Кредитные карты
Неважно, какая у вас карта: Visa или MasterCard, дебетовая или кредитная, в рублях или валюте — для платежей подойдет любая. Единственный нюанс — устаревшие карты с магнитной полосой во Франции ограничены по функционалу: с их помощью нельзя расплатиться на автоматических заправках, снять наличные в банкоматах, да и в магазинах уже не все терминалы поддерживают возможность «прокатать» такую карту.
Хотя по удобству использования карты одинаковы, расходы на комиссию у них разные. За счет того, что внутренняя валюта в системе Mastercard — евро, при платежах внутри ЕС не производится двойная (доллары — евро) или тройная (рубли — доллары — евро) конвертация, как у Visa, где внутренняя валюта — доллар. Поэтому лучший выбор для шоппинга во Франции — Mastercard и банковский счет в евро, а наименее экономный — «рублевая» Visa.
Время работы учреждений и магазинов
Банки о ткрыты с 10 до 17 часов с понедельника по пятницу в регионе Парижа и со вторника по субботу в провинции (с перерывом с 13 до 15 часов). Некоторые банки открыты в субботу утром. Накануне праздников банки закрываются раньше. Большинство магазинов работает с 10.00 до 19.30 с понедельника по субботу. Самые известные в Париже-«Галерея Лафайет» и «Прентан»( они находятся рядом с площадью Опера ).
Музеи работают с 10.00 до 18.00.Понедельник – выходной день во всех музеях, исключение – Лувр , который закрыт по вторникам. Средняя стоимость билетов- 8 евро. Дети до 18 лет в государственные музеи допускаются бесплатно.
В кафе, барах и некоторых ресторанах дешевле есть и пить у стойки , чем за столом. Обычно указывается две цены :«au comptoir»- у стойки и «a sale» -за столом. Недорого можно перекусить в кафе с надписью «brasserie».Обед в нём обойдётся приблизительно в 15-18 евро.
Чаевые
По-французски чаевые – “пурбуар” (буквально: “на выпивку”). В большинстве кафе и ресторанов пурбуар включают в счет (на счете есть строка service comprice – 15% от суммы заказа). Однако все равно официанты ждут от посетителя дополнительно 10-20 фр. За обед-ужин. За кофе принять оставлять 1 фр., за бокал пива или вина – 2 фр. Пурбуар оставляют на круглой тарелочке, на которой официант приносит счет.
Транспорт Франции
Поезд
Самый популярный и удобный вид междугороднего транспорта — поезда. Система французских железных дорог достаточно сложна, но контролируется всего одной компанией — Национальным обществом железных дорог (SNCF). Для туриста это удобно тем, что любые билеты можно забронировать на одном сайте.
Дальние расстояния имеет смысл покрывать на поездах TGV — средняя скорость 250 км/ч позволяет им на равных конкурировать с самолетами. Thalys, Eurostar и Lyria используют тот же подвижной состав и связывают Францию с окрестными странами — от Бельгии до Италии. На все поезда TGV стоит приобретать билеты заранее: например, переезд Париж — Лион, оплаченный за три месяца, обойдется примерно в 29 EUR, а на вокзале уже втрое дороже.
Поезда Intercites — хороший компромисс цены и скорости, они незаменимы для длинных ночных переездов.
Поезда TER — аналог наших электричек, они удобны для передвижения в пределах департамента или региона.
Если вы планируете много передвигаться по стране, то приобретение специального проездного для иностранцев France Rail Pass поможет существенно сэкономить (в среднем около 20 %).
Автобус
Автобусная сеть Ouibus принадлежит SNCF и позволяет путешествовать как автобусом, так и с пересадкой поезд-автобус по единому билету. Цены заметно ниже, чем на железной дороге: например, маршрут Париж — Лион стоит от 9 EUR.
Isylines — местное подразделение компании Eurolines, их автобусы также всегда к услугам желающих сэкономить — ценник того же переезда Париж — Лион начинается с 7 EUR.
Самолёт
Воздушный транспорт во Франции не отстает от наземного: аэропорты есть в абсолютном большинстве крупных и средних городов. Компаний-лоукостеров уйма, но особый интерес представляют две:
- Ирландская Ryanair привлекает сверхнизкими тарифами, во время распродаж они начинаются от 1 EUR! Однако будьте готовы доплачивать за все — от бронирования билета по кредитке до стакана воды на борту.
- Французская HOP! — бюджетная «дочка» Air France. Она обеспечивает хороший для лоукостера уровень сервиса: средний ценник около 50 EUR, зато кофе, круассан и бесплатная норма багажа вам обеспечены. Интересны они и тем, что летают в те же аэропорты, что Air France, поэтому удобны для пересадок.
Городской общественный транспорт
С 1995 г. каждая агломерация с населением более 100 тыс. человек обязана сама проектировать и развивать местную систему транспорта — отсюда потрясающее разнообразие способов передвижения во французских городах.
Судите сами:
- классическое рельсовое метро с машинистом (Париж);
- метро на шинном ходу (Лион, Марсель и опять-таки Париж);
- роботизированное метро без машинистов (Ренн, Лилль);
- классический рельсовый трамвай (Брест, Дижон);
- скоростной трамвай (Бордо, Лион и снова Париж);
- трамвай на шинном ходу (Кан, Нанси);
- гибрид метро и трамвая, когда часть станций и обычных трамвайных линий находятся под землей (Руан);
- фуникулер (Париж, Лион, Гренобль);
- речные и морские паромы — отдаленный аналог наших речных трамвайчиков (Ванн, Бордо, Ла-Рошель);
- наконец, привычная нам сеть автобусов и маршруток.
Муниципальный транспорт находится на балансе местных властей, поэтому политика ценообразования, скидок, льгот и т. д. может сильно разниться от одного города к другому.
Чтобы не затеряться в этом многообразии, старайтесь заранее узнать на сайте нужного вам города особенности его транспортной системы. Транспорту крупных городов часто посвящены отдельные сайты — например, вот сайты Парижа, Лиона и Марселя.
Если лениво искать информацию по крохам, то вот этот сайт посвящен исключительно французской транспортной системе, содержит огромную базу данных и способен выполнить львиную долю работы за вас.
Такси
Если мысль толкаться в метро или автобусе вам претит, то выход есть — причем не один.
Во-первых, можно воспользоваться услугами такси. Часто этот вариант незаменим, если нужно добраться с вещами в гостиницу или аэропорт. Это самый удобный, но и самый дорогой способ: помимо негуманной цены за километр (от 1,04 до 1,60 EUR в зависимости от тарифного периода) вам придется оплатить стоимость посадки (от 3,80 EUR), каждое дополнительное место багажа (как правило, приравнивается к стоимости километра) и проезд дополнительного пассажира, если вас четверо (причем в этом случае таксист имеет право отказать в поездке). Если же машина встала в пробке, применяется повременной тариф (от 0,50 EUR за минуту). Еще пара неприятностей: заказ такси по телефону платный (поэтому об этой услуге стоит попросить портье в гостинице), а счетчик таксист включит не по прибытии на место, а в момент получения заказа.
По правилам русского языка мы «садимся» в транспорт. Французы же автобус, поезд, метро и такси «берут». Теперь вы знаете, из какого языка пришло выражение «взять такси».
Аренда авто, велосипедов и электромобилей
Если у вас есть международные водительские права, можно взять машину напрокат. Тонкостям этого процесса посвящена отдельная статья, поэтому здесь лишь пара нюансов: в современной Франции машины с дизельным двигателем попали в опалу, в автопарках прокатчиков их все меньше, поэтому лучше такие авто бронировать заранее. То же относится к машинам с коробкой-автоматом: они малопопулярны у французов, требуют уплаты дополнительного налога, поэтому редки и дороги в аренде.
Сторонникам здорового образа жизни стоит воспользоваться прокатом велосипедов — всего за 1,70 EUR можно получить доступ к сервису на сутки (от вас потребуются данные кредитной карты и гарантийный депозит в 150 EUR). Аналогичные услуги доступны во всех крупных городах страны.
Этот способ хорош и тем, что он «условно-бесплатный»: первые полчаса аренды обойдутся вам в 0 EUR, да и следующие полчаса за 1 EUR не сильно напрягут кошелек.
И наконец, способ 21 века — аренда электромобиля. Чтобы получить новые впечатления и заодно прилично сэкономить, к процедуре нужно готовиться заранее: сначала зарегистрироваться на сайте системы (привязать кредитную карту и отправить по электронной почте копии загранпаспорта и водительских прав). Если валидация прошла успешно, вам придет соответствующее уведомление и будет присвоен индивидуальный номер участника. Затем, уже в Париже, нужно будет получить членскую карту на одной из стоянок электромобилей. Сеть Autolib быстро распространяется из Парижа на весь регион Иль-де-Франс, посему этот вариант очень удобен для исследования окрестностей столицы. Кроме того, подобный сервис уже запущен в Лионе, Бордо и курортном Аркашоне.
Связь и Wi-Fi
Все телефонные номера во Франции — 10-значные, причем начинаются с 0. Это зачастую сбивает с толку и служит источником ошибок (иногда дорогостоящих). Между тем все просто: 0 означает, что звонок местный, то есть совершается между французскими номерами внутри страны. Соответственно, если вы звоните с русского номера на французский, набирать первый 0 не нужно.
Допустим, у вашего французского собеседника номер (0) 123-456-789. Тогда: с русского сотового телефона (даже если вы находитесь в роуминге) нужно набрать + 33 (код Франции)-123-456-789; с русского стационарного 8 (межгород)-10 (международная связь)-33-123-456-789. С любого французского номера 0 (звонок внутри страны)-123-456-789.
Теперь допустим, что вам нужно позвонить из Франции в Россию, например в Москву на номер (495) 123-45-67: с французского (и русского) сотового телефона нужно набрать + 7-495 (код Москвы)-123-45-67. С французского стационарного набираем 00 (международная связь)-7 (код России)-495-123-45-67.
Есть превосходный способ избежать мучений с кодами — интернет телефония, благо точек бесплатного доступа к Wi-Fi в одном только Париже сотни. Опознать их легко по специальным бело-фиолетовым табличкам — как правило, они расположены в скверах, парках и возле общественных учреждений. При соединении вас попросят зарегистрироваться и предоставят двухчасовую сессию. Бесплатный Wi-Fi в гостиницах, ресторанах и даже точках общепита типа «Макдоналдс» — тоже скорее правило, чем исключение, поэтому без интернета остаться трудно.
Если в том же «Макдоналдсе» вы вдруг увидите, что точка Wi-Fi защищена паролем, не поленитесь изучить чек — скорее всего, логин и пароль напечатаны именно там.
Электричество
Напряжение в сети 220 В, 50 Гц
Распродажи
Основные сезонные распродажи – летняя в июле-августе и зимняя в январе – феврале. Цены снижаются вдвое, а иногда и больше.
Кухня и рестораны
Французская кухня с ее способностью изысканно сочетать несочетаемое и разглядеть гастрономический «материал» в самых неподходящих для этого продуктах определенно заслуживает пристального внимания. Каждый регион страны внес в общую кулинарную копилку посильный вклад: район Рона — Альпы, например, славится запеканкой из тонких ломтиков картофеля «гратан дофинуа», а в центральных Альпах как нигде готовят фондю. Восстановить силы после напряженного лыжного дня поможет тарелка «буйябеса» — марсельского «мультирыбного» супа, прекрасно прижившегося на снежном севере.
Как правило, время обеда в ресторанах — с 12:00 до 15:00, ужина — с 19:00 до 23:00. В остальное время там обычно предлагают холодные закуски.
Франция — не только страна высокой кухни с соответствующими цифрами в меню. Многочисленные брассери и бистро (примерные аналоги наших кафе), крепери (разновидность блинных) и маленькие небольшие ливанские, алжирские, китайские ресторанчики позаботятся о том, чтобы вы не остались голодными. В подобных заведениях ценник за полноценный обед начинается с 12-15 EUR на человека, чем дальше от центра — тем ниже.
В кафе и барах на специальных досках у входа обычно указывают две цены: au comptoir (у стойки) и а salle (за столом). Первая, разумеется, всегда ниже. Дешевле всего питаться около полудня — там, где рестораны и кафе в это время открыты. Также можно неплохо сэкономить, выбирая при заказе Menu du jour — аналог нашего комплексного обеда (с той разницей, что французские заведения предлагают два-три варианта блюд на выбор.
Вопреки распространенному мнению, французы равнодушны к моде. Зато каждый француз – прирожденный, увлеченный гурман, спустя много лет он может помнить, каким соусом были политы “бычьи гланды пуату-шарант с вишнями от “Монморанси”. Быть культурным для француза – это, прежде всего, разбираться в еде и вине, то есть всю жизнь искать среди тысяч блюд, соусов и вин некое совершенное сочетание. В большинстве ресторанов вы можете заказать так называемое “Меню”, включающее от двух блюд в обеденное время до полного ужина с вином. “Меню” дешевле на 30-50%, чем те же блюда, если их заказывать отдельно. В некоторых ресторанах практикуют оплату по типу “а волонте”: вам будут приносить добавку к заказанному блюду до тех пор, пока не скажете “хватит”, но в этом случае французы рассчитывают, что блюдо будет есть один человек, а не вся ваша компания.
Вино
Великие красные клареты и сладкие сотерны Бордо, бургундские и луарские вина, шампанское, коньяк, кальвадос... Это целая поэма для посвященных. Лучшие вина имеют на этикетке надпись “Appellation controlee”, что означает “Контролируемые наименования по происхождению”. Великие вина соответствуют качеству: чем дороже, тем лучше. Лучшие цены в супермаркетах, но там ограничен выбор вин высокого качества. В магазинчиках, торгующих до позднего вечера, цена будет выше.
Шоппинг и магазины Франции
Из Франции обычно привозят вино, сыры, предметы высокой моды, парфюмерию, косметику и сувениры всех видов, форм, сортов и размеров. Перечень достаточно очевиден, вопрос лишь в одном — как все это закупить и по возможности не разориться? Вот несколько советов:
Если у вас денег больше, чем времени, роскошные дизайнерские бутики на Елисейских полях, знаменитые универмаги Printemps и Galeries Lafayette вас охотно выручат. Чуть дешевле обойдется одежда молодежных марок — ее стоит искать в квартале Марэ и на улице Риволи.
Если же вы не готовы переплачивать за близость к Эйфелевой башне, имеет смысл выкроить отдельный день на посещение аутлетов. Они расположены за пределами Парижа, зато выгодно отличаются от столичных бутиков как ценами, так и ассортиментом: например, самый известный французский аутлет La Vallee Village — расположенная возле Диснейленда декоративная деревня из 120 изящных домиков-павильонов, в каждом из которых представлена своя торговая марка. Другой известный аутлет — Usines Center Paris Nord. Слово «usines», подскажет знающим французский, что товары здесь продаются по заводским ценам, а слово «Paris» обманет, так как аутлет расположен за городом, рядом с аэропортом Шарль-де-Голль.
Есть еще один неплохой способ сэкономить — подгадать поездку ко времени распродаж. Они проводятся два раза в год по всей Франции и длятся по 5 недель каждая. В начале распродаж скидки незначительны, а в конце могут достигать 50-70 %! Правда, ассортимент товаров ближе к финалу сильно сокращается.
Пляжи
Пожалуй, ни одна страна в Европе не сможет конкурировать с Францией по количеству пляжей, природному и климатическому разнообразию берегов.
Пляжи Нормандии по температуре воды и погоде мало отличаются от прибалтийских, а курортные города Довиль, Трувиль и Онфлер еще с 19 века облюбовали северяне — кроме зажиточных парижан там хватает английских и немецких туристов.
Живописные бухты Бретани знамениты высокими приливами — в отлив же там принято не купаться, а собирать в полосе прибоя то, что оставил океан. Вода теплее, чем в Нормандии (особенно на южном побережье), и купальный сезон растягивается до августа-сентября. Помимо пляжных удовольствий, Бретань знаменита на весь мир центрами талассотерапии.
Южнее Бретани на 600 км растянулись песчаные берега Бискайского залива. В отличие от нормандских и бретонских, пляжи Ла-Рошели, Биаррица и Аркашона «смотрят» на запад — ровные ветра с открытого океана сбивают палящую жару и создают идеальные условия для виндсерфинга.
Сами французы считают лучшими именно атлантические курорты, а субтропический климат Лазурного берега — «слишком грубым».
Если же вам мило именно Средиземноморье, а воевать за шезлонги на Лазурном берегу не хочется, ваш выбор — Лангедок — Руссильон. Французские семьи с маленькими детьми давно оценили тамошние пляжи за теплую спокойную воду и небольшую глубину у берегов.
О курортах Ниццы, Ментона и Антиба не имеет смысла говорить подробно — о них не слышал только глухой. Стоит лишь заметить, что берега ближе к итальянской границе галечные и не слишком подходят для отдыха с детьми. Будьте также готовы к перенаселенности пляжей и общей дороговизне.
Затраты на отдых можно существенно снизить, если добираться до той же Ниццы не напрямую, а из соседней Италии — например, через Милан или Геную.
Горные лыжи
Горнолыжники — народ избалованный. За их благосклонность (и кошельки, само собой) ведут борьбу курорты из доброй дюжины стран от России до Канады. Но даже в условиях жесточайшей конкуренции французские stations de ski привлекают больше всего любителей горных спусков. Причин тому несколько:
- Высочайшее качество трасс. Франции повезло: самые высокие европейские горы находятся именно на ее территории, и французы вовсю используют это конкурентное преимущество. Благодаря большим перепадам высот удалось организовать сотни трасс — от «зеленых» спусков для новичков до «черных» головоломных треков, на которых тренируются олимпийские чемпионы.
- Эталонный уровень сервиса. История таких курортов, как Шамони, началась еще до наполеоновских войн, и французы сполна используют опыт, накопленный за века обслуживания туристов. Французский apres-ski — лучший в Европе, и вам всегда будет чем заняться после штурма крутых склонов.
- Истинно галльский рационализм во всем. Французы считают, что основой горнолыжного курорта должна быть трасса, а все сопутствующие сервисы обязаны подстраиваться под нее — никак не наоборот! Поэтому милые сердцу любого горнолыжника термины ski-in и ski-out на большинстве французских курортов не звук пустой, а норма жизни: как правило, от гостиницы или арендованного шале до ближайшей трассы десятки, в крайнем случае сотни метров.
- Демократичность. Да-да, она самая. Дороговизна французских горнолыжных курортов — это миф! Конечно, если вы готовы потратить сумму с 5-6 нулями, французы в том же Куршевеле с удовольствием пойдут вам навстречу, но в целом на горных станциях соблюдается общефранцузский принцип «все для всех» — даже в самых фешенебельных местах можно найти бюджетные варианты.
- Ошеломляющее богатство вариантов. Во Франции не один, не два, а целых четыре горных массива с курортами и лыжными станциями — есть из чего выбрать! И если Альпы (за исключением некоторых курортов) больше подходят опытным лыжникам, то Пиренеи всегда к услугам новичков, а Центральный массив с пологими склонами потухших вулканов больше подойдет для тихого семейного катания. Если же вам надоели толпы шумных иностранцев, то обратите внимание на Вогезы и особенно на курорт Ла-Бресс — не просто так сами французы отводят ему место в десятке лучших.
Большая высота таких курортов, как Ле Дез-Альп или Валь-Торанс — еще один бонус для горнолыжников. Она позволяет предаваться любимому хобби практически круглый год. Единственный совет: следите за своим самочувствием, отнюдь не каждый перенесет двух-трехкилометровую высоту без вреда для здоровья.
И наконец, горнолыжную Францию ценят за то, что она Франция! На каком бы курорте вы не остановили свой выбор, у вас обязательно будет возможность приобщиться не только к спорту этой чудесной страны, но и ее культуре: неподалеку от вас окажутся римские амфитеатры и средневековые города, романские монастыри и готические соборы, тихие заповедники и шумные парки развлечений.
Неоценимое достоинство французских горнолыжных курортов — возможность сэкономить на отелях. К услугам путешественников огромный выбор резиденций, апартаментов и шале — если вы отдыхаете большой компанией или семьей, альтернативные способы ночлега могут уменьшить стоимость проживания в разы, а наличие кухни позволит избежать разорительных походов по ресторанам.
Образование во Франции
Несмотря на то, что французское образование находится в постоянном процессе реформ, его основные черты сложились в позапрошлом веке. Главные его особенности: светский характер (даже в относительно многочисленных католических колледжах и лицеях преподают в соответствии с государственными стандартами); всеобщность (обучение обязательно для любого живущего во Франции ребенка с 6 до 16 лет); качество и основательность (путь от начальной школы до университета занимает 13 лет).
Во французских школах принята 20-балльная система оценок, поэтому худшее пожелание тамошнему школьнику — «учиться на одни пятерки!».
Университеты Франции имели высочайшую репутацию еще в Средневековье, и с тех пор в этом смысле мало что изменилось: абитуриенты со всего мира едут за знаниями именно сюда. Помимо высочайшего качества образования, их привлекают условия обучения: еще со времен вагантов иностранные студенты имеют абсолютно равные права с местными — от проживания в кампусах до возможностей подработки параллельно с учебой.
Словарик
Здравствуй (те) – Бонжур; До свидания — О ревуар; Пожалуйста — Сильвупле; Спасибо — Мерси; Да — Уи; Нет — Но
Полезные телефоны
Код международной связи с Францией - 33
Полиция – 17
Скорая помощь – 15
Пожарная служба – 18
Общеевропейская служба спасения - 112
Телефонная справочная на русском языке (пн-пт с 9-00 до 19-00) - (33-1)400-701-65
Посольство РБ во Франции. Адрес: 38, boulevard Suchet, 75016 Paris France. Тел.: (331) 44-146-979, 44-146-975
Как избежать проблем
Как и везде, туристические проблемы во Франции делятся на две основные категории: когда закон нарушаете вы и когда закон нарушают в отношении вас.
Первой группы неприятностей избежать легко: не стоит пить спиртные напитки на улице, даже если романтическая обстановка располагает; не ходите по газонам там, где есть запрещающие таблички (если же нет — пожалуйста); не курите в общественных местах (под общественными местами французы понимают в основном закрытые помещения, на террасах ресторанов и кафе — можно). Даже если вы по неопытности или незнанию языка нарушили какой-то мелкий запрет, последствий скорее всего не будет — французская полиция весьма лояльна к туристам.
Добродушие «ажанов» не распространяется на безбилетный проезд: помните, даже в метро есть контролеры, а в поездах встреча с ними почти неизбежна. Если вас поймали, лучший выход — заплатить штраф на месте (в поезде — от 50 EUR). Потом будет в несколько раз дороже, а в случае неуплаты возможен отказ в новой визе.
Опасность проблем второй категории тоже не надо преувеличивать: Франция — одно из самых безопасных мест для туризма, вероятность стать жертвой серьезного преступления (связанного с угрозой жизни и здоровью) даже в Париже минимальна, а в провинции и вовсе стремится к нулю. К сожалению, этого нельзя сказать о случаях мошенничества или карманных кражах, поэтому соблюдайте элементарные меры предосторожности: не носите с собой крупные суммы; заранее сделайте ксерокопии документов, а оригиналы оставьте в гостиничном сейфе; не выставляйте напоказ драгоценности и дорогую фото-видеоаппаратуру; не отвечайте на попытки уступить вам что-то за бесценок или просто завязать разговор.
Старайтесь держаться подальше от групп азиатских туристов. Карты их национальных платежных систем принимают во Франции не везде, поэтому китайцы и японцы вынуждены носить с собой крупные суммы наличными. Карманники об этом знают и часто ждут своего шанса неподалеку — соответственно, велик шанс быть «обработанным» за компанию.