Шпицберген

Шпицберген (Spitzbergen - норвежская провинция Свальбард) - арктический архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, он находится в тысяче километров от Северного полюса.

Шпицберген — русское название архипелага. По-норвежски острова именуются Свальбард (дословно означает «холодный край») и входят в состав королевства с 1920 года. Шпицберген является демилитаризованной зоной в составе Норвегии. Хозяйственную деятельность на Шпицбергене благодаря особому статусу архипелага осуществляют сразу два государства: Норвегия и Россия. России принадлежит здесь посёлок Баренцбург и ныне законсервированные шахтёрские поселения Пирамида и Грумант.

Архипелаг Шпицберген располагается всего в полутора часах лёта от Северного полюса. Вечная мерзлота, бескрайние снежные ландшафты и регулярно встречающиеся белые медведи — вот портрет Шпицбергена в общих чертах. Однако в этом царстве льда туризм развит на твёрдую пятёрку с плюсом: гостиницы столицы архипелага в сезон буквально забиты желающими приобщиться к суровой зиме — и это несмотря на весьма высокую стоимость размещения. На Шпицбергене дорого абсолютно всё, но туристов это не смущает — большая их часть готовится к покорению Северного полюса, а меньшая — наслаждается экзотическим туризмом: плавает на каяках среди айсбергов, наблюдает за белыми медведями и посещает заброшенные угольные шахты.

Посмотреть на карте

Столица — Лонгйир (Лонгйирбюен). Поселения — Баренцбург, Ню-Олесунн, Пирамида.

В состав Шпицбергена входит больше тысячи малых и больших островов, среди них основную часть территории занимают крупные острова - Западный Шпицберген, остров Баренца, Земля Принца Карла, остров Эдж и Северо-Восточная Земля. Общая площадь архипелага составляет 62 000 квадратных километров, почти 60% всей территории покрыто вечным льдом.

Крупнейший и наиболее освоенный остров — Западный Шпицберген, именно здесь располагается столица архипелага Лонгйир и прочие норвежские и русские поселения. Общее число жителей архипелага не превышает 3000 человек.

Как добраться до Шпицбергена

Прямой рейс на Шпицберген из России — практически недостижимая роскошь: чартеры организуются лишь несколько раз в сезон и предназначены прежде всего для исследователей и госслужащих, отправляющихся на архипелаг по государственным делам.

Регулярные рейсы в единственный на Шпицбергене аэропорт Лонгйира выполняют «Норвежские авиалинии» и SAS. Борта Norwegian Airlines связывают Осло и Лонгйир трижды в неделю на протяжении всего года, в сезон (с марта по август) количество рейсов увеличивается. Время в полёте — около 3 часов. Самолёты SAS летают между Осло, Тромсе и Лонгйиром также трижды в неделю в течение года и более часто в летний сезон.

Особое удовольствие — прибыть на Шпицберген к ходе арктического круиза на легендарном «Капитане Хлебникове».

Виза на Шпицберген

Несмотря на то, что Шпицберген является частью Норвегии, он не входит в шенгенскую зону и является демилитаризованной зоной. Как таковая виза на Шпицберген не нужна для граждан 41 страны, в число которых входит и Россия. Однако учитывая то, что въехать сюда можно только через территорию Норвегии, потребуется двукратная шенгенская виза — ведь на обратном пути с архипелага туристам опять придётся въезжать в Норвегию, а уже потом следовать в Россию.

6 вещей, которые нужно сделать на Шпицбергене:

  1. Увидеть северное сияние с борта снегомобиля где-нибудь посреди бескрайних заснеженных долин острова.
  2. Посмотреть на белого медведя в его живую и непосредственную величину.
  3. Научиться обращаться с ружьём, пока белый медведь не посмотрел на вас более пристально.
  4. Поужинать со вкусом в одном из лучших ресторанов Скандинавии.
  5. Найти доисторическую окаменелость с папоротником и увезти в качестве сувенира в Россию.
  6. Сплавать на каяке вокруг изумительно голубых айсбергов.

На чем передвигаться

На Шпицбергене имеется единственная «цивилизованная» дорога — шоссе, ведущее от аэропорта Лонгйира в город и далее, до так называемой шахты № 7. Впрочем, и она не может похвастать асфальтовым покрытием. Улицы Лонгйира ничем не отличаются от улиц европейских городов, и практически каждый местный житель имеет машину. Зимой все разъезжают на снегоходах. Между островами летом курсируют паромы, а зимой — ещё и рейсы лёгкомоторных самолётов. Океан вокруг Шпицбергена не замерзает, поэтому суда здесь ходят круглый год.

Автобус-шаттл встречает каждый рейс в аэропорту и развозит туристов по отелям Лонгйира. Аналогичным образом он собирает отъезжающих.

Климат

Норвежское название архипелага Свальбард дословно означает «холодный край» — весьма подходящее имя для царства снега и льда. Тем не менее, климат на Шпицбергене вовсе не столь суров, как представляется, глядя на карту. Тёплое североатлантическое течение омывает архипелаг, не давая установиться вокруг постоянному ледяному покрову — если бы не его воды, берега Шпицбергена были бы круглогодично окружены льдом.

Средняя температура июля на Шпицбергене — около +4...+6 °С, января — порядка -11...-15 °С, что на невероятные 20 °C выше показателей градусника в аналогичных широтах Евразии и Северной Америки. Высокий туристический сезон длится здесь с июня по август, но период с марта по май также популярен — это время года идеально для разнообразных зимних забав: снега ещё очень много, а солнце уже сияет вовсю.

С конца апреля по конец августа на Шпицбергене длится полярный день, однако солнце часто бывает скрыто туманом.

Безопасность туристов

Белые медведи и обморожения — две главные опасности, подстерегающие туристов на Шпицбергене. Для защиты от первых каждый житель архипелага носит с собой ружьё — даже отправляясь в паб попить пивка с приятелями. А наиважнейшая вещь, с которой начинают обучение местные студенты в первый день учебного года, — как стрелять из ружья. Туристам предлагается арендовать ружьё в одном из специализированных магазинов Лонгйира — но эта мера потребуется далеко не всем: только если вы планируете совершать одиночные вылазки за пределы так называемой нулевой зоны — Лонгйира, Баренцбурга, Пирамиды и окрестностей. В этом случае также понадобится специальное разрешение губернатора и солидный залог — на случай экстренной эвакуации и (не ровен час) репатриации тела на родину.

Защититься от обморожения намного проще: в летний период оно не грозит, а в зимний потребуется специальная арктическая одежда, включая термобелье, и максимально закрывающий лицо головной убор. В офисе по туризму Шпицбергена туристам выдают подробную памятку о том, как нужно одеваться на архипелаге зимой.

Отели Шпицбергена

Отели на Шпицбергене располагаются исключительно в Лонгйире. Правда, по одной гостинице имеется в Баренцбурге и Ню-Олесунне, однако в первом случае речь идёт об очень старой советской постройке с соответствующим уровнем комфорта, а во втором — о базе для научных работников.

В Лонгйире к услугам путешественников около дюжины отелей — от простых гестхаусов до «Рэдиссона». Варианты размещения весьма экзотичны: бывшая радиостанция, переделанная в отель (спутниковая тарелка перед входом осталась как памятник), вмёрзшая (вернее, вмороженная) в лёд парусная шхуна с симпатичными каютами-номерами, лодж на берегу Арктического залива... Ну а комфорт высшего класса (по немаленьким ценам, разумеется) вы найдёте в великолепной Radisson Blu Polar Hotell.

Размещение в Лонгйире ощутимо кусается — за самый простой номер в обычном пансионе приготовьтесь отдать не менее 100-120 EUR «с носа».

Немного истории

Архипелаг издавна имеет несколько названий. Наиболее распространенное - Шпицберген, что в переводе с голландского означает «острые горы». Такое название архипелагу с горным рельефом дал голландский мореплаватель Виллем Баренц, который, как считают многие ученые на Западе, открыл эти острова в 1596 году.

Однако, существует немало документов, свидетельствующих о том, что русским поморам этот архипелаг был известен задолго до открытия Баренца. Только называли они его Грумант, так как полагали, что открыли часть Гренландии, о которой слышали от скандинавов. В течение нескольких столетий поморы осваивали и обживали эти острова, охотились на северных оленей, песцов, медведей и других пушных зверей, а во фьордах и бухтах - на моржей и тюленей.

Благодаря известному мореплавателю Фритьофу Нансену в Норвегии архипелаг получил название - Свальбард, что в переводе с норвежского означает «холодные берега».

После «открытия» Шпицбергена Баренцем, на архипелаг устремились охотники и промысловики из разных стран мира. Голландцы, британцы, норвежцы, датчане, французы и представители других государств интенсивно занимались китобойным промыслом. На суше создавались поселения, где разделывали туши животных и в огромных котлах вытапливали китовый жир. Самый крупный из таких поселений был построен голландцами, которому они дали название Смееренбург - «город китового жира».

Многие столетия Шпицберген никому не принадлежал и считался «ничейной» территорией. Но после того, как в начале прошлого века на архипелаге нашли уголь, интерес к нему стали проявлять различные страны - Россия, США, Великобритания, Норвегия, Голландия. Значительная роль в открытии угольных залежей на Шпицбергене принадлежит российским ученым. Самым известным из них был исследователь Арктики Владимир Русанов, экспедиция которого в 1912 году обнаружила угольные месторождения на 4-х участках в западной части архипелага, которые были закреплены 28 заявочными столбами.

Парижский договор о Шпицбергене 1920 года

С начала XX века на островах архипелага стало постепенно меняться экономическое положение - добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями привела к организации постоянных поселений. Конкуренция между странами обострилась и конфликты, связанные с правами на использование природных ресурсов, можно было решить только путем урегулирования вопроса о суверенитете Шпицбергена.

В 1907 году Норвегия предложила России, Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Дании, Бельгии и Нидерландам провести конференцию с целью рассмотрения статуса Шпицбергена и решения спорных вопросов. Она состоялась в Осло в 1910 году, через два года прошла еще одна. В итоге было принято решение, что наиболее заинтересованные страны - Россия и Норвегия должны достигнуть согласия по проекту международной конвенции, в которой обязательно должен быть заложен основополагающий принцип, суть которого заключается в следующем: все страны будут иметь возможность вести на Шпицбергене хозяйственную и научно-исследовательскую деятельность. Однако, решение вопроса о статусе Шпицбергена затянулось до начала Первой мировой войны.

Вернулись к обсуждению конвенции по Шпицбергену в апреле 1919 года на Версальской конференции по подготовке мирного договора с Германией, состоявшейся в Париже. Правительство Норвегии обратилось к председателю конференции и участникам форума - представителям США, Великобритании, Франции, Италии и Японии с меморандумом, в котором указывалось, что норвежским интересам больше всего соответствовала бы передача Шпицбергена под суверенитет Норвегии. Для обсуждения этого вопроса специально была создана комиссия, в которую вошли представители Великобритании, США, Франции и Италии.

В итоге, 9 февраля 1920 года Договор о Шпицбергене, по которому суверенитет над архипелагом устанавливался за Норвегией, был подписан США, Великобританией, Норвегией, Данией, Францией, Италией, Швецией, Нидерландами и Японией. Но с оговоркой, что суверенитет имеет ограниченный характер, поэтому позволяет всем государствам, подписавшим договор, наравне с Норвегией заниматься хозяйственной, научно-исследовательской деятельностью на архипелаге и в его территориальных водах. Также за Шпицбергеном закрепился статус демилитаризованной зоны, не позволяющий использование архипелага для военных целей. Кроме того, участники Парижской конференции не могли не признать интересы Советского Союза и вклад российских первопроходцев на Шпицбергене, даже несмотря на то, что представителей СССР на конференции не было. В результате, в Парижском договоре было отмечено, что наряду с Норвегией на Шпицбергене особые интересы имеет и Советский Союз.

Правительство Норвегии, прекрасно понимая, что Парижский договор вряд ли будет иметь юридическую силу без признания его Советским Союзом, предпринимает определенные шаги, чтобы заручиться согласием СССР на присоединение Шпицбергена к Норвегии. После того, как норвежское правительство заверило Советский Союз в том, что не только признает интересы СССР на Шпицбергене, но и намерено их учитывать, советское правительство признало суверенитет Норвегии над Шпицбергеном. Однако, это не означало отказа СССР от исторических прав в отношении этого архипелага. 14 августа 1925 года Шпицберген стал частью Королевства Норвегии. СССР официально присоединился к Парижскому договору 7 мая 1935 года. Всего к договору присоединилось более 40 государств.

Подбор тура