"Музейный" полуостров Бюгде
Музеи: "Фрама", "Кон-Тики" и "Корабли викингов"
Название полуострову Бюгде - «Музейный» полуостров было дано предельно точно. Именно этот полуостров стал местом размещения многочисленных норвежских музеев, хранящих уникальнейшие экспонаты.
Музей "Фрама"
Этот музей был основан в 1936 году по инициативе короля Норвегии специально, чтобы сохранить гордость норвежцев, - легендарный корабль «Фрам». Судно привели в гавань и поместили под стеклянную пирамиду.
При входе музея – обилие сувениров: книги, тролли, свитеры с норвежскими узорами, но главное – красавец-корабль, покрашенный, как нарочно, с красный, синий и белый цвета.
«Фрам» является главным экспонатом и центром экспозиции этого музея. Корабль был построен специально для плавания в суровых арктических условиях. Перед кораблем стоит его создатель, Колин Арчер, спроектировавший корпус таким образом, чтобы при сжатии льдами корабль выталкивало наверх – ведь Нансен планировал, что корабль вмерзнет во льды и будет дрейфовать к Северному полюсу. Конструкция судна в то время считалась прорывом в кораблестроении суден, рассчитанных для плавания в полярных водах. Нансеном было разработано оригинальное решение свободного доступа к винту и очистки его от намерзающего льда. А также возможность ремонта руля и его замены прямо с палубы. Это самый прочный и самый выносливый корабль, когда-либо построенный из дерева – ведь его обшили металлическими листами, снабдили паровым двигателем и ветряной мельницей, вырабатывавшей электричество.
Название корабля «Фрам» в переводе с норвежского значит «Вперед». В 1893-96 гг. на нем Фритьоф Нансен исследовал Арктику и достиг Северного полюса, в 1898-1902 гг. Отто Свердруп открыл и исследовал Канадский Арктический архипелаг, в 1910-1912 гг. Руаль Амундсен на "Фраме" достиг берегов Антарктиды и стал первооткрывателем Южного полюса.
В музее также выставлены находки исследователей, а на верхних этажах размещены предметы обихода с «Фрама», книги, журналы наблюдений, навигационные приборы. Также экспозиция музея знакомит посетителей с деятельностью Нансена, принесшей ему нобелевскую премию.
Музей "Кон-Тики"
В мировой череде великих ученых и мореплавателей, среди которых большая часть – норвежцы, почетное место принадлежит Туру Хейердалу, знаменитому путешественнику, антропологу.
Отважному человеку, решившемуся подобно древним мореплавателям бросить вызов стихии и переплыть целый океан на хрупком плоту.
В музее «Кон-Тики» находятся суда и предметы, которые знаменитый путешественник и антрополог использовал во время экспедиций - «Кон-Тики», «Фату-Хива», «Ра» и «Ра II», «Тигрис». Но главным экспонатом музея несомненно является плот «Кон-Тики», на котором Тур Хейердал пересек Тихий океан в 1947 году.
«Кон-Тики» - это плот, связанный из девяти бревен из дерева бальса, прототип первых полинезийских плавучих суден, на котором Тур Хейердал и 5 его спутников совершили путешествие по предполагаемому маршруту миграции предков полинезийцев из Южной Америки. Хейердал за 101 день проплыл 8 тысяч километров и доказал, что первые поселенцы на Полинезийских островах могли быть родом из Южной Америки, а не из Азии, как до него считалось. Даже название плота – не случайность: так звали легендарного героя, бога и вождя полинезийских сказаний, согласно которым Кон-Тики приплыл с запада в Полинезию и основал первые полинезийские поселения.
При музее работает кинозал и сувенирный магазин.
Музей кораблей викингов
В этом музее собрана уникальная коллекция древних судов-драккаров, на которых «жители фьордов» преодолевали тысячи морских миль в поисках новых земель, богатой добычи, пленников и пленниц. Смелость и беспощадность викингов наводили такой страх на прибрежные племена, что только при одном слухе о планируемых набегах, жители снимались с обжитых мест и уходили вглубь материковой части.
Высшим техническим достижением викингов были их боевые корабли. Узкий каркас судов-драккаров был очень удобен для подхода к берегу и быстрого прохождения по рекам и озерам. Более легкие суда особенно подходили для внезапного нападения; их можно было переносить волоком из одной реки в другую, чтобы обойти пороги, плотины и укрепления.
Все представленные в музее корабли были найдены при раскопках в Осло-фиорде: «Тунский корабль», «Гокстадский корабль» и «Осебергский корабль» (названы по месту находки).
Все они были построены в IX веке и были затоплены при погребальных церемониях (в погребальную ладью умершего или погибшего вождя собиралось оружие, доспехи, драгоценности, и ладья топилась у побережья или отпускалась в открытое море).
Наибольший из них корабль, - «Осебергский». Его нашли в 1904 году в местечке Осеберг. Длина корабля равна 22 м, ширина – 6 м. Размер мачты мог колебаться от 6 до 10 м. При площади паруса в 90 кв. м. корабль мог развивать скорость до 10 узлов. 15 пар уключин свидетельствует о том, что судно приводили в движение 30 гребцов. Нос и корма корабля украшены замысловатой резьбой в виде сплетённых животных, а также соединёнными в валькнут треугольниками.
Хотя курган ещё в Средние века подвергся разграблению, археологи обнаружили в ладье останки двух женщин высокого социального положения (молодой и старой), фрагменты восточных шелковых тканей, неплохо сохранившуюся деревянную телегу и даже кости павлина. Это свидетельствует об оживленной торговле викингов с Востоком по Волге и Днепру. Скандинавские ученые долгое время пытались связать похороненных в корабле с династией Инглингов и даже называли одну из женщин бабкой Харальда Прекрасноволосого.
«Гокстадский корабль» построен целиком из дуба и отделан богатым орнаментом, он намного крепче Осебергского. На подобных драккарах викинги могли пересекать не только моря, но и океан. Им принадлежит честь открытия и заселения Исландии и Гренландии. И именно они первыми из европейцев за несколько веков до Колумба ступили на берег Северной Америки. В 1893 году двенадцать норвежцев доказали отличную мореходность кораблей такого типа. Они построили точную копию Гокстадского драккара, успешно пересекли на ней Атлантику и достигли берегов Чикаго.
Посетители музея викингов также смогут увидеть предметы, обнаруженные на кораблях: деревянные телеги, санки, домашнюю утварь, фрагменты тканей, трости, имеющие наконечники в форме голов зверей.
И напоследок, в качестве бонуса романтическая история о викингах и Киевской Руси…
Дочь киевского князя Ярослава Мудрого, Елизавета, была выдана замуж за конунга Харальда Сурового, который всеми силами домогался руки Эллисив (как называли в сагах русскую княжну). Будущий конунг ради нее отправился за богатством в Византию и нанялся на службу в императорскую варяжскую гвардию. Викинг был красив, статен и смел. Харальда Сурового, как гласят легенды, искушала сама императрица Зоя, предлагая трон басилевса и себя в качестве довеска к оному. Но храбрый викинг остался верен своей Елизавете и не поддался искусительнице. За что и был в последствие вознагражден рукой княжны.
Норвежский конунг (король) Харальд Хардрат Суровый, - последний герой эпохи викингов. Он еще при жизни получил прозвище «Суровый правитель». Другое его, не менее подходящее, прозвище – Грозный. После него масштабные грабительские походы по морям и рекам Европы практически прекратились: морские разбойники Скандинавии как-то дружно превратились в купцов-мореходов.
Остается добавить, что именно конунг Харальд Суровый и основал Осло, нынешнюю столицу Норвегии.
